Тамбовский государственный
музыкально-педагогический
институт
им. С.В. Рахманинова
Деятельность
Научная деятельность

КОНФЕРЕНЦИИ

Научная и методическая работа ТГМПИ им. С.В. Рахманинова структурируется в соответствии с основными направлениями и формами данных видов деятельности, а также с учётом приоритетных направлений развития науки:

научно-исследовательская работа;

учебно-методическая работа;

работа аспирантуры;

руководство научной и творческой работой студентов;

различные виды творческой работы;

повышение квалификации;

деятельность научных подразделений института — музея, научной библиотеки, редакционно-издательского бюро, Интернет-центра, лаборатории компьютерной обработки звука, кабинета звукозаписи.

В НИР вуза принимают участие все 11 кафедр и 10 цикловых комиссий. Деятельность преподавателей в научно-исследовательской работе в текущий период представлена 7 докторами наук, 63 кандидатами наук, 25 профессорами, 22 доцентами. 81% профессорско-преподавательского состава, обеспечивающего освоение программ высшего образования, имеют учёную степень и/или учёное звание, из них 24% имеют учёную степень доктора и/или звание профессора.

На основании решения Учёного совета от 28.03.2012 (протокол № 2) научная и методическая работа в ТГМПИ сосредоточена на пяти научных направлениях, определяемых принципами профессиональной специализации исследователей — разработчиков каждого из направлений:

1. Проблемы музыкального искусства: наука, исполнительство, творчество.

2. Актуальные проблемы музыкального образования и воспитания.

3. Музыкальное краеведение.

4. Культурологические, философские и общегуманитарные проблемы музыкального образования.

5. Традиционная культура и народно-художественное творчество.

Развитие каждого из названных направлений обусловлено структурными принципами, отражающими специфику и содержание научно-исследовательской деятельности. Так, первое направление «Проблемы музыкального искусства: наука, исполнительство, творчество» охватывает проблематику исследований, проводимых на кафедрах истории и теории музыки, хорового дирижирования, народных инструментов, духовых инструментов.

Ведущими учёными в области истории и теории музыкального искусства являются доктор иск., проф. Немкова О.В., доктор иск., проф. Демченко А.И., канд. иск., проф. Генебарт О.В. Данное направление представлено в работах кандидатов иск., доцентов Стець О.В., Сорокиной Е.А., Ромашковой О. Н. , Татаринцевой И. В., кандидатов иск., ст. преподавателей Косаревой Ю. В., Гейнц М. А., Ромашкова А. А., канд. иск., преподавателей Климовой Н.В., Шаравина Е.В., а также аспирантов ТГМПИ по направлению 50.06.01 Искусствоведение (специальность 17.00.02 – Музыкальное искусство) Еричевой С.И., Дудоладовой Н.И., Гальцева Д.И., Кутимовой А.А., Тулупова В.Н.

В рамках первого научного направления в вузе разрабатываются следующие научные темы:

стилевые проблемы музыкального искусства;

проблемы исполнительской интерпретации;

проблемы взаимодействия смежных видов искусства;

проблемы инструментального и хорового исполнительства;

взаимодействие академической и народной традиции в практике современного исполнительства;

совершенствование профессионального мастерства в сфере юношеского исполнительского искусства.

По данному направлению в период 2013–2015 гг. было опубликовано более 100 научных работ. В том числе:

шесть монографий штатных преподавателей ТГМПИ:

Немкова О.В. Mater Dei. Эстетическая мариология в европейской художественной культуре Средневековья (Часть I) [Текст] / О.В. Немкова // Тамбов: ТГМПИ, 2013. – 179 с.

Немкова О.В. Образ Богоматери в европейском музыкальном искусстве. Константы и метаморфозы [Текст] / О.В. Немкова. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. – 205 с.

Климова Н.В. Музыка Александра Изосимова: парадигма Светамонография / [Текст] / Н.В. Климова; под ред. З.В. Фоминой // Тамбов: ТГМПИ, 2013. – 131 с., нот.

Гейнц М.А. Мир личности в сонатах Романтизма [Текст] / М.А. Гейнц. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. – 115 с.

Немкова О.В. Mater Dei. Образ Мадонны в художественной культуре Возрождения и Барокко (Часть II) / О.В. Немкова// – Тамбов: ТГМПИ, 2014. – 320 с.

Генебарт О.В. Семантика гармонических структур в камерных сочинениях С.В. Рахманинова 1910-х годов [Текст] / О. В. Генебарт // – Тамбов: ТГМПИ, 2015. – 258 с.

19 публикаций штатных преподавателей и аспирантов (соискателей) ТГМПИ в ведущих рецензируемых научных журналах ВАК России:

Немкова О.В. Эстетическая мариология соборов NotreDame [Текст] / О.В. Немкова / Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки, 2013. – № 7 (123) – С. 243–249.

Немкова О.В.  «Радуйся, глубино неудобозримая…»: становление гимнографических и церковно-певческих форм почитания Богоматери (I–IV вв.) [Текст] / О.ВНемкова / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Теория и практика. — Тамбов: Грамота, 2013. – № 9 (35): в 2-х ч., Часть I. – С. 113–116.

Немкова О.В.  «Латинское» направление марианской гимнографии в культурно-историческом контексте V–VIII вв. [Текст] / О.В. Немкова / Проблемы музыкальной науки, 2013. – № 2 (13). – С. 165–171.

Немкова О.В. Марианская лауда как позднесредневековый феномен взаимодействия клерикальной и мирской культур. [Текст] / О.ВНемкова / Проблемы музыкальной науки, 2013. – № 2 (13). – С. 258–262.

Немкова О.В.  «Божественная комедия» Данте и эволюция образа Мадонны в искусстве Раннего Ренессанса [Текст] / О.В. Немкова / «EuropeanSocialScienceJournal» («Европейский журнал социальных наук») — Москва, 2013. – № 12 (39): в 2-х т. – Том II. – С. 183–191.

Немкова О.В. Художественно-религиозное творчество Позднего Средневековья в аспекте схоластического богословия (на примере марианской образной сферы) [Текст] / О. ВНемкова / Социально-экономические явления и процессы: международный журнал (ТГУ) – 2013. – № 7 – С. 209–213.

Ромашков А.А. «Жанровые особенности первых сочинений для русского народного оркестра» [Текст] / А.А. Ромашков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический журнал. – Тамбов: Грамота, 2013. – № (33) 2013. – Ч. II. – С. 147–149.

Климова Н.В. Метаморфоза Света в вокальных циклах А. Изосимова [Текст] / Н.В. Климова // Музыкальная академия – 2013. – №1-С. 40-47.

Генебарт О.В. К вопросу теории изучения семантического аспекта гармонии [Текст] / О.В. Генебарт // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – Тамбов, 2013 № 3. – С. 253–257.

Гейнц М.А. Романтическое мироощущение в фортепианных сонатах Ф. Мендельсона [Текст] / М.А. Гейнц // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – № 39. – 2013.

Шаравин Е. В. Феномен программности в жанре инструментального концерта для балалайки [Текст] / Е.В. Шаравин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический журнал. – Тамбов: Грамота, 2013. – № 12 (38) 2013. – Ч. I. – С. 217-219.

Илларионова А.А. Хоровая миниатюра a cappella рубежа XIX–XX веков в аспекте преломления идей русской религиозной философии Текст] / А.А. Илларионова /// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2013. – № 12 (38): в 3-х ч. Ч II. – С. 83–85.

Ромашков А.А. Особенности жанровой стилистики народно-оркестровых сюит сказочной тематики [Текст] / А.А. Ромашков / Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 1 (54). С. 112–115.   

Ромашков А.А. «Итальянская симфония» С.Н. Василенко: проблема сюитного мышления в цикле [Текст] / А.А. Ромашков / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 2-1 (40). С. 154–156.

Немкова О.В. «Горнее» и «дольнее» в развитии образа Богоматери на исходе Ars Antiqua [Текст] / О.В. Немкова / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Теория и практика. – Тамбов: Грамота, 2014. – № 12 (38), Часть I. – С. 117–120.

Шаравин Е.В. Приёмы тембровой персонификации в современном концерте для балалайки [Текст] / Е.В. Шаравин // XXI Век: Итоги прошлого и проблемы настоящего. Научно-методический журнал. – Пенза: 2014. – № 4 (20) 2014. – С. 43-47.

Шаравин Е.В. Состав исполнителей в концертах для балалайки специфика  тембровых  сочетаний [Текст] / Е.В. Шаравин // Вестник Череповецкого государственного университета. Научный журнал. – Череповец: 2014. – № 4 (57) 2014. – С. 155–160.

Сорокина Е. А. Сквозь призму детства: образ ребёнка в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (к 175-летию со дня рождения композитора) [Текст] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 6–1 (44). С. 177–180.

Шефова Е.А. «Biedermeier» и русский фортепианный альбом для детей [Текст] / Е.А. Шефова // Вестник Череповецкого университета. — Череповец, 2014. – №5(58). – С. 116–119.

Илларионова А.А.Позднеромантический хоровой пейзаж конца XIX – начала XX веков в аспекте мироотражения эпохи позднего романтизма [Текст] // А.А. Илларионова / Современные проблемы науки и образования / 2015. № 1; URL: http://www.science-education.ru / 121–17192 (дата обращения: 30.01.2015).

Гальцев Д.И.  «Русская фантазия» А.А. Цыганкова: особенности работы с фольклорным тематизмом

Еричева С.Е. Фортепианная соната № 2 b-moll С.В. Рахманинова: композиционная интерпретация художественного текста. – // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 10–2 (60). С. 66–70. 

Защищены: 1 диссертация на соискание учёной степени доктора искусствоведения:

Немкова О.В. «Образ  Богоматери в  западноевропейской художественной  культуре инвариант  и  эволюционные модификации» (СГК им. Л. В. Собинова, 2014)

и 4 диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения:

Климова Н.В.«Свет как духовная парадигма творчества Александра Изосимова» (СГК им. Л.В. Собинова, 2013)

Генебарт О.В.«Семантика гармонических структур в камерных сочинениях С.В. Рахманинова 1910-х годов» (СГК им. Л.В. Собинова, 2013)

Ромашков А.А. «Жанровая модель сюиты для оркестра русских народных инструментов» (СГК им. Л.В. Собинова, 2015)

Шаравин Е.В. «Феномен жанра концерта для балалайки в творчестве отечественных композиторов рубежа XX–XXI столетий» (СГК им. Л.В. Собинова, 2015)

Второе направление научных исследований «Актуальные проблемы музыкального образования и воспитания» возглавляют д. п. н., профессор Цыпин Г.М., к. п. н., профессор Бажилин Р.Н., д. п. н., профессор Сухова Л.Г. Фундаментальные и прикладные исследования по теории и методике обучения отражают особенности деятельности ТГМПИ как многоуровневого учебного заведения. В русле данного направления находятся научные работы д. п. н., профессора Долженковой М.И., к. п. н., профессора Галушки В.Н., канд. филос. наук, профессора Ежовой Н.А., канд.-ов пед. наук, доцентов Базиковой А.А., Сорокиной Е.В., канд.-ов пед. наук, ст. преподавателей Поповой М.В., Сапельникова Д.С., а также аспирантов ТГМПИ по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки (специальность 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (музыка)) Яблоковой Н.В., Долгушиной А.А., Бажилина Н.Р., Бажилиной (Шаповаловой) Л.А., Медведевой К.Е., Андреева И.А.

Структурой данного направления обусловлена широта круга вопросов, охватывающего явления музыкальной педагогики и психологии. Результаты исследований в рамках данного направления публикуются в сборниках научных трудов под общим названием «Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования: история, теория, практика», издающимся в ТГМПИ с 1999 г.

По данному направлению в период 2013–2015 гг. было опубликовано более 50 научных работ. В том числе:

8 публикаций штатных преподавателей и аспирантов (соискателей) ТГМПИ в ведущих рецензируемых научных журналах ВАК России:

Шаповалова Л.А. Проблематика оптимизации и модернизации учебно-воспитательного процесса в классе аккордеона в детских школах искусств [Текст] / Л.А. Шаповалова / Стратегии и тенденции современного образования. 2014. № 1. – С. 58–63.

Сапельников Д.С. «О педагогическом общении в музыкальных классах» [Текст] / Д.С. Сапельников / Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 3–4. – С. 107–112.

Попова М.В. «К вопросу о формах и методах работы педагога специального класса в процессе патриотического воспитания учащихся» [Текст] / М.В. Попова / Вызовы глобально мира. Вестник ИМТП (Москва) 2014, №1 (Институт международной торговли и права).

Долгушина А.А. Теоретическое обоснование музыкальной сензитивности дошкольников с позиций анализа факторов их психологического развития [Текст] / А. А. Долгушина / Вестник ТГУ. 2015. вып. 6 (146). – С. 46–49.

Бажилина Л.А. Совершенствование отечественной предпрофессиональной подготовки юного музыканта в контексте конструктивной эволюции готово-выборного аккордеона [Текст] // Проблемы музыкальной науки / Российский научный специализированный журнал MUSIC SCHOLARSHIP Russian Journal of Academic Studies

Ежова Н.А. «Формирование критериев русского фортепианного исполнительства». – Вестник современной науки [Текст] // Научно-теоретический журнал / гл. ред. А.Н. Дудецкая. – Волгоград: Изд-во «Сфера», 2015. – № 7: в 2-х ч. Ч. 2. – 148 с. С. 72–74.

Долгушина А.А. Совершенствование тактики учебно-воспитательной работы педагога-музыканта в контексте возрастных новообразований современных дошкольников [] – // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 6-2 (56). С. 213–216.

Долгушина А.А. Специфика субъектного взаимодействия в процессе формирования основ музыкальной культуры современного дошкольника [Текст] // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 7 (147). С. 46–50.

Тематика и содержание третьего научного направления«Музыкальное краеведение» определяется его региональной спецификой. В рамках этого направления разрабатываются следующие научные темы:

историко-культурные аспекты сохранения традиций региональной культуры;

региональная концепция художественного образования в ТГМПИ;

традиции культовой музыки.

Представителями данного направления являются канд. иск., профессор Казьмина Е.О., канд. иск., доцент Давыдова Е.Г., д.п.н., профессор Долженкова М.И., канд. искусствоведения, ст. преп. Москвичёва С.А., канд. искусствоведения, преп. М.В. Друцкая. В его рамках разрабатываются вопросы развития музыкальной культуры и искусства Тамбовщины, определяющие, в свою очередь, следующие приоритетные линии исследования:

музыкальная культура Тамбовского края (Казьмина Е.О.);

Тамбовская духовная певческая культура в конце XIX–начале ХХ в. (Давыдова Е.Г.);

региональное культурное наследие (Долженкова М. И.).

В последние годы в содержании исследовательской работы этого направления особое место заняла проблема теоретического осмысления педагогических и творческих традиций Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова — одного их старейших музыкальных учебных заведений России, который в 2015 г. отметил 135-летие со времени своего основания, а в 2016 — 20-летие ТГМПИ как многоуровневого высшего учебного заведения. Историческое значение существующих в вузе педагогических и творческих школ и их современное положение в системе образования отражено в трудах канд. искусствоведения, проф. Казьминой Е.О., канд. филос. наук, профессора Ежовой Н.А.

По данному направлению в период 2013–2015 гг. было опубликовано около 30 научных работ. В том числе:

3 монографии штатных преподавателей ТГМПИ (одна из них выполнена авторским коллективом в составе 21 преподавателя ТГМПИ):

Самохвалова Е.В. Формирование ценностных ориентаций студенческой молодёжи средствами музыкального краеведения [Текст] / Е.В. Самохвалова // Тамбов: ТГМПИ, 2015. – 117 с.

Давыдова Е.Г. Тамбовская церковно-певческая традиция конца XIX – начала XX в. [Текст] / Е.Г. Давыдова // [Текст] / Е.Г. Давыдова // Тамбов: ТГМПИ, 2015. – 168 с.

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова: от века XIX — к XXI столетию: монография / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова; отв. ред. О. В. Немкова. – Тамбов: ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2016. – 576 с.

1 публикация штатного преподавателя ТГМПИ в ведущих рецензируемых научных журналах ВАК России:

Друцкая М.В. Стилистические особенности Тамбовской народно-певческой традиции (на примере жанра духовного стиха) // Проблемы музыкальной науки. 2013. № 2 (13). С. 105–108.          

Результаты научных исследований данного направления внедряются в учебный процесс. Так, на кафедре общегуманитарных дисциплин в курсе английского, немецкого языков студенты изучают творчество С.В. Рахманинова, историю становления музыкального образования в Тамбове.

Защищены 2 диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения:

Москвичёва С.А. «Тамбовская гармонь как самобытный пласт традиционной музыкальной культуры» (СГК им. Л. В. Собинова, 2013).

Друцкая М.В. «Народно-песенная традиция Тамбовского края. Эволюционные процессы и проблемы актуального состояния» (СГК им. Л.В. Собинова, 2013)

Четвёртое направление научных исследований — «Культурологические, философские и общегуманитарные проблемы музыкального образования» возглавляет д-р филос. наук, профессор Карцева Г.А., представителями направления являются д-р соц. наук, профессор Макарцева Н.Н., канд. физ.-мат. наук, профессор Плужников С.Н. Оно включает в себя культурологические, философские и общегуманитарные проблемы музыкального образования. К этому направлению относятся исследования канд. филос. наук, доцента Долгушиной М.Ю., канд. физ.-мат. наук, профессора Плужникова С.Н., канд. ист. наук, доц. Погорелого Д.Н., канд. пед. наук Мордасовой Н.А., канд. пед. наук, проф. Вязововой Н.В., канд. культурологии, доц. Артемьева А.И. Сформулированная в наименовании четвёртого направления проблематика рассматривается преимущественно на кафедре гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин (ГЕНСЭН). К данному направлению относится исследование естественнонаучных проблем, связанных с вопросами музыкального искусства и музыкальной педагогики, среди которых – музыкальная информатика, основы информатики, акустические основы звукорежиссуры, математика и информатика, основы естественнонаучного познания мира, разрабатываемые канд. физ.-мат. наук, проф. Плужниковым С.Н.

По данному направлению в период 2013–2015 гг. было опубликовано более 30 научных работ. В том числе:

1 монография:

Вязовова Н.В. (в соавторстве) Язык, культура, познание, коммуникация // [Текст] // М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун- т им. Г.Р. Державина»; [отв. ред. О.А. Дронова]. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2015. – 241 с.

3 публикации штатных преподавателей и аспирантов (соискателей) ТГМПИв ведущих рецензируемых научных журналах ВАК России:

Карцева Г.А. Игнатова Е.Ю. «К вопросу об эстетическом воспитании» // Аналитика культурологии: электронное научное издание. Вып. 3 (30), 2014 (ГРНТИ: 13 – культура, культурология) – www.analculturolog.ru

Плужников С.Н. (в соавторстве) Деформация аморфного и нанокристаллического сплавов в условиях электроимпульсного воздействия при низких температурах // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2014. Т. 19. № 2. С. 726–728.

Ларионова М.В. О проблеме профильно-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 9–1 (27). С. 94–96.

Ведущими учеными пятого направления «Традиционная культура и народное художественное творчество» являются канд. пед. наук, профессор Поповичев А.В., канд. пед. наук, доцент Козодаев П.И. Данное направление включает в себя несколько составляющих. Сравнительно новым для ТГМПИ является сектор рассматриваемого направления, разрабатывающий вопросы теории, истории и практики любительского театрального и хореографического искусства. Инициативой членов кафедры хореографии и цикловой комиссии хореографии исследуется ряд актуальных проблем современного хореографического образования:

проблемы и перспективы развития хореографическое образования;

многоуровневость в системе хореографического образования;

организационно-педагогические условия подготовки педагога-хореографа;

хореографический ансамбль как фактор творческого развития студентов;

система непрерывного хореографического образования;

современный мир хореографии: исторический, жанрово-стилевой, художественно-исполнительский аспекты.

В русле данной проблематики находятся труды к.п.н., профессора Поповичева А.В., канд. филос. наук, профессора Клименко Н.А., канд. пед. наук, преп. Радченко И.В., канд. пед. наук, ст. преп. Ю.Ю. Усачёва.  

Ещё одну важную научную составляющую пятого направления образуют исследования специалистов этнокультурной сферы. Преподавателями ТГМПИ, в соответствии с современными тенденциями в сфере художественного образования, предпринимаются усилия по внедрению инновационных подходов к научно-исследовательской и образовательно-просветительской деятельности.Педагогами института инициирована разработка целого спектра практикоориентированных научно-исследовательских проблем, среди которых одно из ведущих мест принадлежит изучению художественной культуры региона.

По данному направлению в период 2013–2015 гг. было опубликовано более 20 научных работ. В том числе:

1 монография штатного преподавателя ТГМПИ:

Новочук П.А. Формирование этнической самоидентичности молодёжи в условиях социально-культурной деятельности [Текст] / П.А. Новочук; науч. ред. М.И. Долженкова. // Тамбов: ТГМПИ, 2013. – 129 с.

2 публикации аспиранта ТГМПИ в ведущих рецензируемых научных журналах ВАК России:

Яблокова Н.В. Педагогические условия эффективного использования музыкального фольклора как средства духовно-нравственного воспитания молодежи [Текст] / Н. В. Яблокова / Альманах современной науки и образования. 2014. № 1 (80). – С. 139–141.

Яблокова Н.В. Экспериментальная апробация модели и программы развития духовно-нравственных качеств подростка в сфере дополнительного музыкального образования [Текст] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 6–2 (56). С. 213–216.

Защищена 1 диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук:

Усачёв Ю.Ю.  «Cоциокультурная регуляция духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью» (канд. пед. наук, 2014).

Стратегия научно-исследовательской деятельности

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

Деятельность научных школ в ТГМПИ им. С. В. Рахманинова базируется на принципах взаимообусловленности и единства процессов научного и практического познания различных видов искусства, а также сферы художественного образования. Цель работы научных школ как инструмента «трансляции, помимо чисто предметного содержания, культурных норм и ценностей <…> научного сообщества от старшего поколения к младшему»1, а также «воспитания исследовательского стиля мышления, <…> определённого способа подхода к проблемам»2, в ТГМПИ состоит в инициации, выдвижении, разработке и распространении научных идей, а также в обеспечении преемства в подготовке молодых учёных. 

Функционирование научных школ в вузе во многом детерминировано особенностями и степенью эффективности реализации научных направлений, обусловливающих уровень (этап) сформированности школы. Результаты проводимой вузом научно-исследовательской работы дают основание для вывода о наличии в учебном заведении двух научных школ — широкопрофильных, имеющих историю своего формирования, — которые могут быть охарактеризованы как находящиеся в стадии динамичного развития.

Первая — реализует научную программу по изучению различных аспектов музыкального искусства (наука, исполнительство, творчество) и осуществляет подготовку молодых учёных (аспирантов) по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство (направлению 50.06.01 Искусствоведение). Вторая — разрабатывает проблематику теоретико-методологических основ теории, методики и технологии предметного образования (обучения, воспитания, развития) в сфере музыкального искусства, выполняя подготовку аспирантов по специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (музыка) (направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки).

Лидером первой из названных научных школ является доктор искусствоведения, действительный член (академик) Российской академии естествознания, действительный член (академик) Европейской академии естествознания, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный деятель науки и образования РФ, профессор Александр Иванович Демченко, сплотивший вокруг себя исследователей различных поколений. Среди учёных ТГМПИ, защитивших докторскую и кандидатские диссертации под руководством А.И. Демченко и входящих в коллектив школы, доктор искусствоведения, профессор Ольга Вячеславовна Немкова, кандидат искусствоведения, профессор Ольга Васильевна Генебарт, кандидат искусствоведения, доцент Екатерина Александровна Сорокина, кандидат искусствоведения, доцент Ольга Николаевна Ромашкова, кандидат искусствоведения, преподаватель Друцкая Мария Владимировна и другие.

Диссертации, защищённые преподавателями ТГМПИ им. С.В. Рахманинова по направлению деятельности представленной научной школы со времени её становления до сегодняшнего дня (1996–2015)

1996 – Кустов М.Ю. Фортепианные камерно-инструментальные ансамбли Д. Шостаковича (концептуальный аспект и проблемы интерпретации) – к. иск.;
1999 – Татаринцева И.В. Оперный рассказ Р. Вагнера в контексте мифологического времени – к. иск.;
2000 – Казьмина Е.О. Музыкальная культура Тамбовского края (1786–1917) (канд. искусствоведения) – к. иск.;
2000 – Матвеева Е.Ю. Музыкальный театр Йозефа Гайдна – к. иск.;
2002 – Немкова О. В. Ave Maria: Образ Богоматери в европейском музыкальном искусстве – к. иск.;
2002 – Попова И.П. Константные элементы волшебной музыкальной сказки: На примере несценических произведений русских композиторов рубежа XIX–XX вв. – к. иск.;
2005 – Давыдова Е.Г. Тамбовская церковно-певческая традиция конца XIX–начала XX вв. – к. иск.;
2005 – Царегородцева Л.М. Эволюция жанра большого камерно-инструментального ансамбля с участием фортепиано – к. иск.;
2006 – Ганеев В.Р. Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса – к. иск.;
2006 – Ромашкова О.Н. Действо как жанровый феномен русской музыки XX века – к. иск.;
2006 – Сорокина Е.А. Мир детства в русской музыке XIX века – к. иск.;
2008 – Шелудякова Ю.В. Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко – к. иск.;
2012 – Артемьев А.И. Феномен «нового искусства» в концепции кризиса культуры Х. Ортеги-и-Гассета – к. культурол.;
2012 – Моргунов А.П. Ценностные ориентиры искусства авангарда XX века – к. иск.
2012 – Стець О.В. Хоровой концерт российских композиторов второй половины XX – начала XXI века. Метаморфозы жанра и его типология – к. иск.;
2013 – Генебарт О.В. Семантика гармонических структур в камерных сочинениях С. В. Рахманинова 1910-х годов – к. иск.;
2013 – Климова Н.В. Свет как духовная парадигма творчества композитора Александра Изосимова – к. иск.;
2013 – Москвичёва С.А. Тамбовская гармонь как самобытный пласт традиционной музыкальной культуры – к. иск.;
2014 – Гейнц М.А. Фортепианная соната XIX века. Дискурсы романтического мирочувствия – к. иск.;
2014 – Друцкая М.В. Народно-песенная традиция Тамбовского края. Эволюционные процессы и проблемы современного состояния – к. иск.;
2014 – Немкова О.В. Образ Богоматери в западноевропейской художественной культуре. Инвариант и эволюционные модификации –
д-р иск.;
2015 – Ромашков А.А. Жанровая модель сюиты для оркестра русских народных инструментов – к. иск.;
2015 – Шаравин Е.В. Феномен жанра концерта для балалайки в творчестве отечественных композиторов рубежа XX–XXI столетий – к. иск.

Лидер второй научной школы — доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, заслуженный работник высшей школы РФ профессор Геннадий Моисеевич Цыпин. Под научным руководством Г.М. Цыпина были защищены докторские и кандидатские диссертации такими представителями коллектива школы, как доктор педагогических наук, профессор Александр Сергеевич Базиков (первый ректор ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, в настоящее время проректор по учебной работе РАМ им. Гнесиных), доктор педагогических наук, профессор Лариса Георгиевна Сухова (первый проректор по учебной работе ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, в настоящее время проректор по научной работе СГК им. Л.В. Собинова и, по совместительству, профессор ТГМПИ им. С.В. Рахманинова), кандидат педагогических наук, профессор Вадим Николаевич Галушка, кандидат педагогических наук, доцент Анна Александровна Базикова, кандидат педагогических наук Ирина Николаевна Вановская (в 2010–2012 гг. и. о. ректора ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, в настоящее время старший научный сотрудник ТОГУК «Музей-усадьба С.В. Рахманинова “Ивановка”»).

Диссертации, защищённые преподавателями ТГМПИ им. С.В. Рахманинова по направлению деятельности представленной научной школы с момента её становления до настоящего времени (1996–2015)

1997 – Базиков А.С. Педагогические условия формирования положительного эмоционального отношения учащихся к музыкальным занятиям (На материале учебной работы в музыкально-исполнительских классах) – к. п. н.
1997 – Сухова Л.Г. Педагогические принципы Н. Г. Рубинштейна и их реализация в современной практике преподавания музыки – к.п.н.;
2000 – Вановская И.Н. Репродуктивный метод обучения музыке как сложносоставная и многоуровневая структура: Реальные образовательные возможности, ресурсы, перспективы – к.п.н.;
2002 – Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России: Основные противоречия и пути их преодоления – д-р п.н.;
2002 – Базикова А.А. Аутопсихологическая компетентность как компонент учебно-воспитательного процесса в музыкальных учебных заведениях – к.п.н.;
2005 – Сухова Л.Г. Национальные и интернациональные аспекты российской музыкально-педагогической школы – д-р п.н.;
2006 – Галушка В.Н. Современные подходы к формированию музыкально-исполнительской техники в процессе обучения (на материале учебной работы в фортепианном классе музыкального вуза) – к.п.н.;
2006 – Островская Г.И. Музыкально-поэтическое развитие дошкольников в условиях деятельности учреждений дополнительного образования – к.п.н.;
2006 – Самохвалова Е.В. Формирование ценностных ориентаций студенческой молодёжи средствами музыкального краеведения – к.п.н.;
2006 – Сорокина Е.В. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях лицея искусств – к.п.н.;
2007 – Медведева Л.Б. Современные аспекты обучения игре на народных музыкальных инструментах – к.п.н.;
2007 – Четвертков А.Н. Развитие системы социально-культурной деятельности в России в XX веке: аксиологический подход – к.п.н.;
2008 – Попова М.В. Оптимизация процесса обучения на струнно-смычковых музыкальных инструментах: на материале учебной работы в классе альта – к.п.н.;
2008 – Шлыкова И.В. Использование технических средств обучения (аудио и видео) в процессе преподавания музыки: на материале учебной работы в музыкально-исполнительских классах – к.п.н.;
2009 – Новочук П.А. Формирование этнической самоидентичности молодёжи в условиях социально-культурной деятельности – к.п.н.;
2009 – Сапельников Д.С. Формирование аппликатурной компетенции учащихся в процессе музыкальных занятий: на материале учебной работы в фортепианных классах – к.п.н.;
2010 – Бажилин Р.Н. Пропедевтический период в обучении музыке: цели, задачи, содержание и методы работы – к.п.н.;
2011 – Мордасова Е.И. Творческое наследие Ф. Шопена в теории и практике преподавания музыки – к.п.н.

Перечень собственных научных изданий

Мероприятия, проводимые в рамках научно-исследовательской деятельности

Перечень изданных и принятых к публикации статей в изданиях, рекомендованных ВАК, по результатам научно-исследовательской деятельности

Перечень изданных и принятых к публикации статей в зарубежных изданиях по результатам научно-исследовательской деятельности

Ресурсы для осуществления научно-исследовательской деятельности (база):

Научная библиотека и ее фонды (научная, методическая, художественная литература, официальные издания, неопубликованные и электронные документы локального и удалённого доступа, издания XIX века);

ЭБС («Лань», «IPRboocks»);

Фонды музея истории ТГМПИ;

Лаборатория звука и ее фонды (аудиозаписей, видеозаписей);

Редакционно-издательское бюро.


 

Проректор по научной работе Немкова Ольга Вячеславовна, доктор искусствоведения, профессор, член Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций (Д 210.032.01) при Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова
тел.: (4752) 75-17-99; e-mail: science@tgmpi.ru

Сведения об образовательной организации Библиотека
Контакты
392000, г. Тамбов, ул. Советская, д. 87
Ректорат
тел.:

+7 (4752) 72 52 20

+7 (4752) 72 33 83 (факс)

e-mail:

tgmpi@tgmpi.ru