Тамбовский государственный
музыкально-педагогический
институт
им. С.В. Рахманинова
Социально-воспитательная деятельность
Образовательные условия для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Профессиональная ориентация

В ТГМПИ им. С. В. Рахманинова созданы специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями зворовья. Профессиональная ориентация направлена на информирование и консультирование инвалидов с целью выбора профессии, режима труда, определения образовательных возможностей, ориентирование инвалидов в сфере творческих  профессий, на диагностику уровня развития способностей с целью последующего выбора вида профессиональной деятельности.

Для детей-инвалидов проводятся выездные профориентационные концерты, в которых принимают участие преподаватели и студенты института. Профессиональная ориентация инвалидов в ТГМПИ им. С.В. Рахманинова предусматривает комплексный подход с учетом медицинского, психологического и социального аспектов.

В информационном листе на сайте ТГМПИ им. С. В. Рахманинова указаны особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В период проведения вступительных испытаний для инвалидов, при необходимости, могут быть созданы специальные условия. В аудитории во время сдачи вступительного испытания допускается присутствие ассистента из числа работников Института или привлеченных лиц, оказывающих поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей.

Продолжительность экзамена может быть увеличена, но не более чем на 1,5 часа.

Работники приёмной комиссии института обладают знаниями о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфики приема и передачи информации для инвалидов.

Основные профессиональные образовательные программы, адаптированные для инвалидов

Основные профессиональные образовательные программы ТГМПИ им. С. В. Рахманинова адаптированы для обучающихся инвалидов различных нозологических групп.

Образовательный процесс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть реализован в общих учебных группах (совместно с другими обучающимися) без применения специализированных методов обучения, в общих учебных группах (совместно с другими обучающимися) с применением специализированных методов обучения, по индивидуальному плану.

В случае обучения по индивидуальному графику учебный план может быть увеличен по личным заявлениям: для обучающихся по программам бакалавриата, программам специалитета, не более чем на один год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения; для обучающихся по программам магистратуры не более чем на шесть месяцев по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения; для обучающихся по программам среднего профессионального образования не более чем на десять месяцев по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.

Виды и формы сопровождения обучения

Сопровождение образовательного процесса и здоровьесохранение лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляются кураторами учебных групп, волонтёрами и медицинским кабинетом ТГМПИ им. С. В. Рахманинова.

Сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями привязано к структуре образовательного процесса и определяется его целями, построением и методами. В составе комплексного сопровождения образовательного процесса обучающихся выделяется организационно-педагогическое, медицинско-оздоровительное и социальное сопровождение. Установлен особый порядок освоения обучающимися инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья дисциплины «Физическая культура». Особенное внимание администрации, преподавателей и кураторов учебных групп направлено на создание в институте толерантной социокультурной среды.

Организационно-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья направлено на контроль освоения образовательной программы в соответствии с графиком учебного процесса и типовым или индивидуальным учебным планом. Также основными задачами организационно-педагогического сопровождения являются: контроль посещаемости занятий, помощь в организации самостоятельной работы, контроль результатов текущей успеваемости и промежуточной аттестации.

В рамках учебного процесса в ТГМПИ им. С. В. Рахманинова был проведен инструктаж кураторов и студентов по темам: «Кoнвенция o пpaвaх инвалидoв», «Этика общения c инвaлидaми», «Организация сопровождения инвалидов». Для комплексного сопровождения образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривается привлечение кураторов, специалистов по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов, обладающих необходимой квалификацией.

Медицинско-оздоровительное сопровождение обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья включает мероприятия, направленные на диагностику их физического состояния, сохранение их здоровья, адаптации к процессу обучения. Данная функция закреплена за сотрудниками медицинского кабинета ТГМПИ им. С. В. Рахманинова

Социальное сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья включает меры комплексного сопровождения образовательного процесса. Организованы мероприятия, направленные на социальную адаптацию, решение бытовых проблем, решение вопросов, связанных с проживанием в общежитии, социальных выплат и т. п.

Установлен особый порядок освоения обучающимися инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья дисциплины «Физическая культура», определенного Положением «Об организации учебных дисциплин по дисциплине «Физическая культура»».

Наличие специальных технических и программных средств обучения

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху предусматривается применение техники для усиления звука, видеотехника, мультимедийная техника и другие средства передачи информации в доступных формах для лиц с нарушениями слуха.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению предусматривается применение средств преобразования визуальной информации в аудио сигналы.

Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательной функции предусматривается применение специальной компьютерной техники с соответствующим программным обеспечением, в том числе, специальные возможности операционных систем, таких как экранная клавиатура.

Наличие безбарьерной среды  

В ТГМПИ им. С. В. Рахманинова созданы условия для беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных обучающихся.

Все учебные корпуса института и общежитие расположены в центральной исторической части города с хорошей доступностью (все виды транспорта, асфальтированные подходы, светофоры на пешеходных переходах и т.п.).

Учебный корпус № 4 (ул. Ленинградская, 1Б):

доступный подъезд и подход к зданию;

оборудована стоянка автотранспорта на прилегающей территории для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее — маломобильных групп населения — МГН);

установлена визуальная информация для МГН (таблички);

установлен домофон для вызова персонала;

установлены расширенные двери с задержкой закрытия;

установлена система видеонаблюдения;

приспособлен гардероб для МГН;

краевые ступени лестничных маршей выделены цветом;

оборудованы учебные аудитории на первом этаже корпуса.

Учебные корпуса № 1, 2, 3, общежитие (ул. Советская, 59):

оборудована стоянка автотранспорта для инвалидов;

установлена визуальная информация для МГН (таблички);

установлены кнопки вызова персонала;

установлена система видеонаблюдения (учебный корпус № 1);

краевые ступени лестничных маршей выделены цветом;

обеспечена доступность в столовую, расположенную в здании общежития.

В наличии гусеничный лестничный подъёмник для инвалидов, использование которого возможно в любом здании института.

Утвержден план по установке автоматики (открытие и закрытие) ворот и устройству санитарно-гигиенического помещения в учебном корпусе № 4 на 2017 год;

Аудитории, в которых предусматривается реализация образовательных программ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусматривают возможность оборудования 1-2 места по каждому виду нарушения здоровья, что предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота коляски, увеличения ширины прохода между столами.

Мероприятия, направленные на трудоустройство инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Содействие трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья закреплено за проректором по воспитательной работе и профессиональной ориентации, заведующими кафедрами, кураторами учебных групп и волонтерами.

Основными формами содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья являются презентации, концертные выступления, встречи с работодателями, индивидуальные и групповые консультации выпускников по вопросам трудоустройства.

В ТГМПИ им.С. В. Рахманинова сформирована системная работа со студентами, относящимися к категории инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере содействия их трудоустройству. Организовано персональное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья волонтёрами института при поиске работы, сопровождение в период их адаптации на месте трудоустройства.

Сведения об образовательной организации Библиотека
Контакты
392000, г. Тамбов, ул. Советская, д. 87
Ректорат
тел.:

+7 (4752) 72 52 20

+7 (4752) 72 33 83 (факс)

e-mail:

tgmpi@tgmpi.ru