Научная и методическая работа ТГМПИ им. С.В. Рахманинова структурируется в соответствии с основными направлениями и формами данных видов деятельности, а также с учётом приоритетных направлений развития науки:
научно-исследовательская работа (НИР);
учебно-методическая работа;
работа аспирантуры;
руководство научной и творческой работой студентов;
различные виды творческой работы;
повышение квалификации;
деятельность научных подразделений института — музея, научной библиотеки, редакционно-издательского бюро, лаборатории компьютерной обработки звука, кабинета звукозаписи.
В НИР вуза принимают участие все 10 кафедр и 10 цикловых комиссий. Деятельность преподавателей в научно-исследовательской работе в текущий период представлена 10 докторами наук (4/6 – совм.), 48 кандидатами наук (38/10 – совм.), 27 профессорами, 25 доцентами. 75% профессорско-преподавательского состава, обеспечивающего освоение программ высшего образования, имеют учёную степень и/или учёное звание, из них 25% имеют учёную степень доктора и/или звание профессора.
Научная деятельность сосредоточена на пяти главных направлениях, определяемых принципами профессиональной специализации исследователей — разработчиков каждого из направлений:
1. Проблемы музыкального искусства: наука, исполнительство, творчество.
2. Актуальные проблемы музыкального образования и воспитания
3. Музыкальное краеведение.
4. Культурологические, философские и общегуманитарные проблемы музыкального образования.
5. Традиционна культура и народно-художественное творчество.
Развитие каждого из названных направлений обусловлено структурными принципами, отражающими специфику и содержание научно-исследовательской деятельности. Так, первое направление «Проблемы музыкального искусства: наука, исполнительство, творчество» охватывает проблематику исследований, проводимых на кафедрах истории и теории музыки, хорового дирижирования, народных инструментов, духовых инструментов.
Ведущими учёными в области истории и теории музыкального искусства являются доктор иск., проф. Немкова О.В., доктор иск., проф. Демченко А.И., канд. иск., проф. Генебарт О.В. Данное направление представлено в работах кандидатов. иск., доцентов Косаревой Ю.В., Ромашковой О.Н., Сорокиной Е.А., Стець О.В., Татаринцевой И.В., кандидатов иск., ст. преподавателей Гейнц М.А., Ромашкова А.А., Семишовой А.М., канд. иск., преподавателя Шаравина Е.В., а также аспирантов ТГМПИ мим.
В рамках первого научного направления в вузе разрабатываются следующие научные темы:
стилевые проблемы музыкального искусства;
проблемы исполнительской интерпретации;
проблемы взаимодействия смежных видов искусства;
проблемы инструментального и хорового исполнительства;
взаимодействие академической и народной традиций в практике современного исполнительства;
совершенствование профессионального мастерства в сфере юношеского исполнительского искусства
Второе направление научных исследований — «Актуальные проблемы музыкального образования и воспитания». Ведущими учёными в области музыкального образования и воспитания являются канд. пед. наук, профессор Бажилин Р.Н., д-р. пед. наук, профессор Сухова Л.Г. Фундаментальные и прикладные исследования по теории и методике обучения отражают особенности деятельности ТГМПИ как многоуровневого учебного заведения. В русле данного направления находятся научные работы канд. пед. наук, доцента Базиковой А.А., канд. пед. наук, доцента Галушки В.Н., канд. филос. наук, доцента Ежовой Н.А., канд. пед. наук Дудовой Е.И., канд. пед. наук Бажилина Н.Р., канд. пед. наук Сапельникова Д.С.
Структурой данного направления обусловлена широта круга вопросов, охватывающего явления музыкальной педагогики и психологии. В рамках данного направления разрабатываются следующие темы:
теория и практика современного музыкального образования.
Тематика и содержание третьего научного направления — «Музыкальное краеведение» — определяется его региональной спецификой. В рамках этого направления разрабатываются следующие научные темы:
историко-культурные аспекты сохранения традиций региональной культуры;
региональная концепция художественного образования в ТГМПИ;
традиции культовой музыки.
Представителями данного направления являются канд. иск., доцент Казьмина Е.О., канд. иск., доцент Давыдова Е.Г., канд. иск. Друцкая М.В., канд. филос. наук, доцент Долгушина М.Ю., канд. пед. наук Самохвалова Е.В. В его рамках разрабатываются вопросы развития музыкальной культуры и искусства Тамбовщины, где, в свою очередь, выделяются следующие приоритетные линии исследования: музыкальная культура Тамбовского края (Казьмина Е.О.); тамбовская духовная певческая культура в конце XIX–начале ХХ в. (Давыдова Е.Г). Результаты исследований данного научного направления отражены в материалах конференций «С.В. Рахманинов и Тамбовский край в аспекте развития региональной культуры» (Рахманиновские чтения 2013–2024).
В последние годы в содержании исследовательской работы этого направления особое место заняла проблема теоретического осмысления педагогических и творческих традиций Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова — одного их старейших музыкальных учебных заведений России. Историческое значение существующих в вузе педагогических и творческих школ и их современное положение в системе образования отражено в трудах к. иск., проф. Казьминой Е.О., к.п.н., профессора Бажилина Р.Н., к.п.н, профессора Галушки В.Н., к.ф.н., доцента Долгушиной М.Ю. и др. Результаты научных исследований данного направления внедряются в учебный процесс. Так, на кафедре общегуманитарных дисциплин в курсе английского, немецкого языков студенты изучают творчество С.В. Рахманинова, историю становления музыкального образования в Тамбове.
Четвёртое направление научных исследований — «Культурологические, философские и общегуманитарные проблемы музыкального образования» возглавляет д-р филос. наук, профессор Карцева Г.А., представителями направления являются д-р соц. наук, профессор Макарцева Н.Н., канд. физ.-мат. наук, профессор Плужников С.Н. Оно включает в себя культурологические, философские и общегуманитарные проблемы музыкального образования.
Ведущими учёными направления «Традиционная культура и народное художественное творчество» являются канд. пед. наук, профессор Поповичев А.В., канд. пед. наук, доцент Козодаев П.И., канд. пед. наук Новочук П.А., канд. филос. наук Блохина М.А., канд. пед. наук Радченко И.В., канд. филос. наук, доцент Клименко Н.А.
Сравнительно новым для Тамбовского государственного музыкально-педагогического института является сектор рассматриваемого направления, разрабатывающий вопросы теории, истории и практики любительского театрального и хореографического искусства. Инициативой членов кафедры народной хореографии и цикловой комиссии хореографии разрабатывается ряд актуальных проблем современного хореографического образования:
проблемы и перспективы развития хореографическое образования;
многоуровневость в системе хореографического образования;
организационно-педагогические условия подготовки педагога-хореографа;
хореографический ансамбль как фактор творческого развития студентов;
система непрерывного хореографического образования.
В русле данной проблематики находятся труды к.п.н., профессора Клименко Н.А. («Историко-бытовой танец на уроках хореографии» и др.).
Преподавателями ТГМПИ, в соответствии с современными тенденциями в сфере художественного образования, предпринимаются усилия по внедрению инновационных подходов к научно-исследовательской и образовательно-просветительской деятельности. Педагогами института инициирована разработка целого спектра практикоориентированных научно-исследовательских проблем, среди которых одно из ведущих мест принадлежит изучению художественной культуры региона.
Стратегия научно-исследовательской деятельности
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
Результаты проводимой ТГМПИ им. С.В. Рахманинова научно-исследовательской работы дают основание для вывода о наличии в вузе двух широкопрофильных, имеющих историю своего формирования и актуальных для современной социокультурной ситуации научных школ.
Первая — научная школа в области знаний «Музыкальное искусство: история, теория, исполнительство» — «Проблемы музыкального искусства: наука, исполнительство, творчество». Разрабатывает научную программу по изучению различных аспектов музыкального искусства и осуществляет подготовку молодых учёных (аспирантов) по научной специальности 5.10.3. Виды искусства (музыкальное искусство). В русле проблематики данной школы реализуются магистерские программы «Народная художественная культура», «Музыкально-инструментальное искусство».
Вторая — научная школа в области знаний «Музыкальное образование: теория, методика, технологии» — «Актуальные проблемы музыкального образования и воспитания». Разрабатывает проблематику теоретико-методологических основ предметного образования (обучения, воспитания, развития) в сфере музыкального искусства, выполняя подготовку аспирантов по научной специальности 5.8.2 Теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования). В русле проблематики данной школы реализуется магистерская программа «Педагогическое образование».
Лидером первой из названных научных школ является д-р иск., действ. член (академик) Российской и Европейской академий естествознания, засл. деят. искусств РФ, засл. деят. науки и образования РФ, профессор А.И. Демченко. Среди учёных ТГМПИ, защитивших докторскую и кандидатские диссертации под его руководством и формирующие ядро коллектива научной школы, д-р иск., проф. О.В. Немкова; к. иск., проф. О.В. Генебарт; к. иск., доцент Е.А. Сорокина, к. иск., доцент О.Н. Ромашкова; к. иск., ст. преп. М.А. Гейнц, к. иск., преп. М.В. Друцкая и др.
Лидер второй из названных научных школ — д.п.н., профессор Л.Г. Сухова.
Инфраструктуру для проведения исследований по научным профилям обеих школ формируют: библиотека ТГМПИ и её фонды (научная, методическая, художественная литература, периодические специализированные издания, неопубликованные и электронные документы локального и удалённого доступа, издания XIX века); ЭБС («Лань», «IPRboocks»); фонды музея истории ТГМПИ; лаборатория звука и её фонды (аудиозаписей, видеозаписей); редакционно-издательское бюро. Возможность практической реализации (апробации и презентации) результатов научных исследований представлена учебными, методическими, концертными площадками всех структурных подразделений института (школа – колледж – вуз).
Для развития связей с ведущими научными организациями и лидерами науки в сферах искусства и художественного образования применяются такие формы деятельности, как проведение ежегодного международного проекта «Дни науки в ТГМПИ им. С.В. Рахманинова» (лекции, мастер-классы, практикумы, научно-практическая конференция), проведение ежегодных конференций — 1-й международной («Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» — проведено 20) и 1-й всероссийской («Народные инструменты в русской и мировой музыкальной культуре» — проведено 8, участие членов профессорско-преподавательского состава во всероссийских и международных научных проектах вне ТГМПИ.
Со времени становления (1996) до сегодняшнего дня по профилю научной школы «Музыкальное искусство: история, теория, исполнительство» защищены 1 докторская и 24 кандидатских диссертации: по профилю научной школы «Музыкальное образование: теория, методика, технологии» — 2 докторских и 17 кандидатских диссертаций.
Основные результаты деятельности научных школ, кроме защищённых диссертаций, представлены монографиями, учебными пособиями, научными статьями (в том числе в рецензируемых изданиях и журналах, индексируемых аналитической базой данных РИНЦ), выступлениями с докладами, участием в «круглых столах», методических семинарах, чтениях и др. На 28.12.23 профиль организации в SCIENCE INDEX насчитывает 99 сотрудников. По текущей статистике список публикаций сотрудников ТГМПИ им. С.В. Рахманинова (с учетом текущего и прошедшего периодов их работы в организации) насчитывает 2566 наименований с общим количеством цитирований 3403.
Функционирующие в ТГМПИ научные школы демонстрируют достаточно высокую стабильность, при этом в последние годы по отдельным позициям (количество защищённых диссертаций, публикационная активность) наблюдается лидерство школы «Музыкальное искусство: история, теория, исполнительство».
Связь с национальным проектом «Наука» реализуется посредством ежегодного увеличения вузом внутренних затрат на научные исследования и разработки, в целенаправленных действиях по усилению кадрового потенциала в сфере исследований и разработок, в создании условий для успешной самореализации молодых учёных в сфере научно-исследовательской деятельности, в предпринимаемых мерах по укреплению материально-технической оснащённости в деятельности научных школ.
Перечень собственных научных изданий
Информация о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники и студенты имеют:
– доступ к библиотечным ресурсам (книжный фонд библиотеки составляет более 82867 единиц хранения в оперативном управлении);
– доступ к электронным библиотечным системам:
ЭБС «Лань»
ЭБС «Библиокомплектатор»
Электронная библиотека ООО «Издательский центр «Академия»
Национальная электронная библиотека ФГБУ «РГБ»
Научная электронная библиотека
Электронный каталог библиотеки ТГМПИ им. С.В. Рахманинова
– доступ к Интернет-ресурсам;
– доступ к электронному каталогу лаборатории звука в библиотечной системе (ЭБС) на сайте ТГМПИ (каталог отражает всю музыкальную фонотеку лаборатории звука);
– возможность презентации результатов научных исследований на конференциях различного уровня, в том числе, одной международной («Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство»), одной всероссийской (Народные инструменты в русской и мировой музыкальной культуре) и одной межвузовской студенческой («Культурное наследие Тамбовского края: прошлое и настоящее») научно-практических конференциях, проводимых на базе ТГМПИ им. С.В. Рахманинова;
– возможность публикации результатов научных исследований в сборниках научных статей по материалам конференций различного уровня, в том числе, одной международной («Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство»), одной всероссийской (Народные инструменты в русской и мировой музыкальной культуре) и одной межвузовской студенческой («Культурное наследие Тамбовского края: прошлое и настоящее») научно-практических конференций, проводимых на базе ТГМПИ им. С.В. Рахманинова;
– возможность презентации результатов научно-исследовательской работы студентов на заседаниях кафедральной секции НИРС и кафедральных студенческих конференциях;
– возможность издания монографий, учебно-методических пособий; сборников научных статей кафедры в редакционно-издательском бюро ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, оснащённом необходимым полиграфическим оборудованием;
– возможность апробации результатов проводимых исследований в подразделениях различного структурного уровня (школа-колледж-вуз) ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, курируемых кафедрами вуза (специального фортепиано; оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов; народных инструментов; хорового дирижирования; истории и теории музыки; народной художественной культуры; хореографии; музыкальной педагогики и художественного образования; камерного ансамбля, концертмейстерской подготовки и общего фортепиано; гуманитарных, естественнонаучных и социально-экономических дисциплин);
– возможность апробации результатов исследований методико-педагогических направлений в специальных классах и творческих коллективах вуза (симфонический оркестр; оркестр русских народных инструментов; концертный духовой оркестр; академический хор; фольклорный ансамбль «Губеренка»; хор кафедры музыкальной педагогики и художественного образования; студенческий театр «Акцент»; студенческий театр «Мы»; государственный академический ансамбль песни и танца Тамбовской области «Ивушка»; хореографический ансамбль «Гармония»; детский духовой оркестр им. И.А. Шатрова; детский хореографический ансамбль «Улыбка»).
.
Проректор по научной работе Немкова Ольга Вячеславовна, доктор искусствоведения, профессор, член Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций (Д 210.032.01) при Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова
тел.: (4752) 75-17-99; e-mail: science@tgmpi.ru
+7 (4752) 72 52 20
+7 (4752) 72 33 83 (факс)