Тамбовский государственный
музыкально-педагогический
институт
им. С.В. Рахманинова
Деятельность
Научная деятельность

КОНФЕРЕНЦИИ

Научная и методическая работа ТГМПИ им. С.В. Рахманинова структурируется в соответствии с основными направлениями и формами данных видов деятельности, а также с учётом приоритетных направлений развития науки:

научно-исследовательская работа;

учебно-методическая работа;

работа аспирантуры;

руководство научной и творческой работой студентов;

различные виды творческой работы;

повышение квалификации;

деятельность научных подразделений института — музея, научной библиотеки, редакционно-издательского бюро, Интернет-центра, лаборатории компьютерной обработки звука, кабинета звукозаписи.

В НИР вуза принимают участие все 11 кафедр и 10 цикловых комиссий. Деятельность преподавателей в научно-исследовательской работе в текущий период представлена 7 докторами наук, 63 кандидатами наук, 25 профессорами, 22 доцентами. 81% профессорско-преподавательского состава, обеспечивающего освоение программ высшего образования, имеют учёную степень и/или учёное звание, из них 24% имеют учёную степень доктора и/или звание профессора.

На основании решения Учёного совета от 28.03.2012 (протокол № 2) научная и методическая работа в ТГМПИ сосредоточена на пяти научных направлениях, определяемых принципами профессиональной специализации исследователей — разработчиков каждого из направлений:

1. Проблемы музыкального искусства: наука, исполнительство, творчество.

2. Актуальные проблемы музыкального образования и воспитания.

3. Музыкальное краеведение.

4. Культурологические, философские и общегуманитарные проблемы музыкального образования.

5. Традиционная культура и народно-художественное творчество.

Развитие каждого из названных направлений обусловлено структурными принципами, отражающими специфику и содержание научно-исследовательской деятельности. Так, первое направление «Проблемы музыкального искусства: наука, исполнительство, творчество» охватывает проблематику исследований, проводимых на кафедрах истории и теории музыки, хорового дирижирования, народных инструментов, духовых инструментов.

Ведущими учёными в области истории и теории музыкального искусства являются доктор иск., проф. Немкова О.В., доктор иск., проф. Демченко А.И., канд. иск., проф. Генебарт О.В. Данное направление представлено в работах кандидатов иск., доцентов Стець О.В., Сорокиной Е.А., Ромашковой О. Н. , Татаринцевой И. В., кандидатов иск., ст. преподавателей Косаревой Ю. В., Гейнц М. А., Ромашкова А. А., канд. иск., преподавателей Климовой Н.В., Шаравина Е.В., а также аспирантов ТГМПИ по направлению 50.06.01 Искусствоведение (специальность 17.00.02 – Музыкальное искусство) Еричевой С.И., Дудоладовой Н.И., Гальцева Д.И., Кутимовой А.А., Тулупова В.Н.

В рамках первого научного направления в вузе разрабатываются следующие научные темы:

стилевые проблемы музыкального искусства;

проблемы исполнительской интерпретации;

проблемы взаимодействия смежных видов искусства;

проблемы инструментального и хорового исполнительства;

взаимодействие академической и народной традиции в практике современного исполнительства;

совершенствование профессионального мастерства в сфере юношеского исполнительского искусства.

По данному направлению в период 2013–2015 гг. было опубликовано более 100 научных работ. В том числе:

шесть монографий штатных преподавателей ТГМПИ:

Немкова О.В. Mater Dei. Эстетическая мариология в европейской художественной культуре Средневековья (Часть I) [Текст] / О.В. Немкова // Тамбов: ТГМПИ, 2013. – 179 с.

Немкова О.В. Образ Богоматери в европейском музыкальном искусстве. Константы и метаморфозы [Текст] / О.В. Немкова. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. – 205 с.

Климова Н.В. Музыка Александра Изосимова: парадигма Светамонография / [Текст] / Н.В. Климова; под ред. З.В. Фоминой // Тамбов: ТГМПИ, 2013. – 131 с., нот.

Гейнц М.А. Мир личности в сонатах Романтизма [Текст] / М.А. Гейнц. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. – 115 с.

Немкова О.В. Mater Dei. Образ Мадонны в художественной культуре Возрождения и Барокко (Часть II) / О.В. Немкова// – Тамбов: ТГМПИ, 2014. – 320 с.

Генебарт О.В. Семантика гармонических структур в камерных сочинениях С.В. Рахманинова 1910-х годов [Текст] / О. В. Генебарт // – Тамбов: ТГМПИ, 2015. – 258 с.

19 публикаций штатных преподавателей и аспирантов (соискателей) ТГМПИ в ведущих рецензируемых научных журналах ВАК России:

Немкова О.В. Эстетическая мариология соборов NotreDame [Текст] / О.В. Немкова / Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки, 2013. – № 7 (123) – С. 243–249.

Немкова О.В.  «Радуйся, глубино неудобозримая…»: становление гимнографических и церковно-певческих форм почитания Богоматери (I–IV вв.) [Текст] / О.ВНемкова / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Теория и практика. — Тамбов: Грамота, 2013. – № 9 (35): в 2-х ч., Часть I. – С. 113–116.

Немкова О.В.  «Латинское» направление марианской гимнографии в культурно-историческом контексте V–VIII вв. [Текст] / О.В. Немкова / Проблемы музыкальной науки, 2013. – № 2 (13). – С. 165–171.

Немкова О.В. Марианская лауда как позднесредневековый феномен взаимодействия клерикальной и мирской культур. [Текст] / О.ВНемкова / Проблемы музыкальной науки, 2013. – № 2 (13). – С. 258–262.

Немкова О.В.  «Божественная комедия» Данте и эволюция образа Мадонны в искусстве Раннего Ренессанса [Текст] / О.В. Немкова / «EuropeanSocialScienceJournal» («Европейский журнал социальных наук») — Москва, 2013. – № 12 (39): в 2-х т. – Том II. – С. 183–191.

Немкова О.В. Художественно-религиозное творчество Позднего Средневековья в аспекте схоластического богословия (на примере марианской образной сферы) [Текст] / О. ВНемкова / Социально-экономические явления и процессы: международный журнал (ТГУ) – 2013. – № 7 – С. 209–213.

Ромашков А.А. «Жанровые особенности первых сочинений для русского народного оркестра» [Текст] / А.А. Ромашков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический журнал. – Тамбов: Грамота, 2013. – № (33) 2013. – Ч. II. – С. 147–149.

Климова Н.В. Метаморфоза Света в вокальных циклах А. Изосимова [Текст] / Н.В. Климова // Музыкальная академия – 2013. – №1-С. 40-47.

Генебарт О.В. К вопросу теории изучения семантического аспекта гармонии [Текст] / О.В. Генебарт // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – Тамбов, 2013 № 3. – С. 253–257.

Гейнц М.А. Романтическое мироощущение в фортепианных сонатах Ф. Мендельсона [Текст] / М.А. Гейнц // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – № 39. – 2013.

Шаравин Е. В. Феномен программности в жанре инструментального концерта для балалайки [Текст] / Е.В. Шаравин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический журнал. – Тамбов: Грамота, 2013. – № 12 (38) 2013. – Ч. I. – С. 217-219.

Илларионова А.А. Хоровая миниатюра a cappella рубежа XIX–XX веков в аспекте преломления идей русской религиозной философии Текст] / А.А. Илларионова /// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2013. – № 12 (38): в 3-х ч. Ч II. – С. 83–85.

Ромашков А.А. Особенности жанровой стилистики народно-оркестровых сюит сказочной тематики [Текст] / А.А. Ромашков / Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 1 (54). С. 112–115.   

Ромашков А.А. «Итальянская симфония» С.Н. Василенко: проблема сюитного мышления в цикле [Текст] / А.А. Ромашков / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 2-1 (40). С. 154–156.

Немкова О.В. «Горнее» и «дольнее» в развитии образа Богоматери на исходе Ars Antiqua [Текст] / О.В. Немкова / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Теория и практика. – Тамбов: Грамота, 2014. – № 12 (38), Часть I. – С. 117–120.

Шаравин Е.В. Приёмы тембровой персонификации в современном концерте для балалайки [Текст] / Е.В. Шаравин // XXI Век: Итоги прошлого и проблемы настоящего. Научно-методический журнал. – Пенза: 2014. – № 4 (20) 2014. – С. 43-47.

Шаравин Е.В. Состав исполнителей в концертах для балалайки специфика  тембровых  сочетаний [Текст] / Е.В. Шаравин // Вестник Череповецкого государственного университета. Научный журнал. – Череповец: 2014. – № 4 (57) 2014. – С. 155–160.

Сорокина Е. А. Сквозь призму детства: образ ребёнка в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (к 175-летию со дня рождения композитора) [Текст] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 6–1 (44). С. 177–180.

Шефова Е.А. «Biedermeier» и русский фортепианный альбом для детей [Текст] / Е.А. Шефова // Вестник Череповецкого университета. — Череповец, 2014. – №5(58). – С. 116–119.

Илларионова А.А.Позднеромантический хоровой пейзаж конца XIX – начала XX веков в аспекте мироотражения эпохи позднего романтизма [Текст] // А.А. Илларионова / Современные проблемы науки и образования / 2015. № 1; URL: http://www.science-education.ru / 121–17192 (дата обращения: 30.01.2015).

Гальцев Д.И.  «Русская фантазия» А.А. Цыганкова: особенности работы с фольклорным тематизмом

Еричева С.Е. Фортепианная соната № 2 b-moll С.В. Рахманинова: композиционная интерпретация художественного текста. – // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 10–2 (60). С. 66–70. 

Защищены: 1 диссертация на соискание учёной степени доктора искусствоведения:

Немкова О.В. «Образ  Богоматери в  западноевропейской художественной  культуре инвариант  и  эволюционные модификации» (СГК им. Л. В. Собинова, 2014)

и 4 диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения:

Климова Н.В.«Свет как духовная парадигма творчества Александра Изосимова» (СГК им. Л.В. Собинова, 2013)

Генебарт О.В.«Семантика гармонических структур в камерных сочинениях С.В. Рахманинова 1910-х годов» (СГК им. Л.В. Собинова, 2013)

Ромашков А.А. «Жанровая модель сюиты для оркестра русских народных инструментов» (СГК им. Л.В. Собинова, 2015)

Шаравин Е.В. «Феномен жанра концерта для балалайки в творчестве отечественных композиторов рубежа XX–XXI столетий» (СГК им. Л.В. Собинова, 2015)

Второе направление научных исследований «Актуальные проблемы музыкального образования и воспитания» возглавляют д. п. н., профессор Цыпин Г.М., к. п. н., профессор Бажилин Р.Н., д. п. н., профессор Сухова Л.Г. Фундаментальные и прикладные исследования по теории и методике обучения отражают особенности деятельности ТГМПИ как многоуровневого учебного заведения. В русле данного направления находятся научные работы д. п. н., профессора Долженковой М.И., к. п. н., профессора Галушки В.Н., канд. филос. наук, профессора Ежовой Н.А., канд.-ов пед. наук, доцентов Базиковой А.А., Сорокиной Е.В., канд.-ов пед. наук, ст. преподавателей Поповой М.В., Сапельникова Д.С., а также аспирантов ТГМПИ по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки (специальность 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (музыка)) Яблоковой Н.В., Долгушиной А.А., Бажилина Н.Р., Бажилиной (Шаповаловой) Л.А., Медведевой К.Е., Андреева И.А.

Структурой данного направления обусловлена широта круга вопросов, охватывающего явления музыкальной педагогики и психологии. Результаты исследований в рамках данного направления публикуются в сборниках научных трудов под общим названием «Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования: история, теория, практика», издающимся в ТГМПИ с 1999 г.

По данному направлению в период 2013–2015 гг. было опубликовано более 50 научных работ. В том числе:

8 публикаций штатных преподавателей и аспирантов (соискателей) ТГМПИ в ведущих рецензируемых научных журналах ВАК России:

Шаповалова Л.А. Проблематика оптимизации и модернизации учебно-воспитательного процесса в классе аккордеона в детских школах искусств [Текст] / Л.А. Шаповалова / Стратегии и тенденции современного образования. 2014. № 1. – С. 58–63.

Сапельников Д.С. «О педагогическом общении в музыкальных классах» [Текст] / Д.С. Сапельников / Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 3–4. – С. 107–112.

Попова М.В. «К вопросу о формах и методах работы педагога специального класса в процессе патриотического воспитания учащихся» [Текст] / М.В. Попова / Вызовы глобально мира. Вестник ИМТП (Москва) 2014, №1 (Институт международной торговли и права).

Долгушина А.А. Теоретическое обоснование музыкальной сензитивности дошкольников с позиций анализа факторов их психологического развития [Текст] / А. А. Долгушина / Вестник ТГУ. 2015. вып. 6 (146). – С. 46–49.

Бажилина Л.А. Совершенствование отечественной предпрофессиональной подготовки юного музыканта в контексте конструктивной эволюции готово-выборного аккордеона [Текст] // Проблемы музыкальной науки / Российский научный специализированный журнал MUSIC SCHOLARSHIP Russian Journal of Academic Studies

Ежова Н.А. «Формирование критериев русского фортепианного исполнительства». – Вестник современной науки [Текст] // Научно-теоретический журнал / гл. ред. А.Н. Дудецкая. – Волгоград: Изд-во «Сфера», 2015. – № 7: в 2-х ч. Ч. 2. – 148 с. С. 72–74.

Долгушина А.А. Совершенствование тактики учебно-воспитательной работы педагога-музыканта в контексте возрастных новообразований современных дошкольников [] – // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 6-2 (56). С. 213–216.

Долгушина А.А. Специфика субъектного взаимодействия в процессе формирования основ музыкальной культуры современного дошкольника [Текст] // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 7 (147). С. 46–50.

Тематика и содержание третьего научного направления«Музыкальное краеведение» определяется его региональной спецификой. В рамках этого направления разрабатываются следующие научные темы:

историко-культурные аспекты сохранения традиций региональной культуры;

региональная концепция художественного образования в ТГМПИ;

традиции культовой музыки.

Представителями данного направления являются канд. иск., профессор Казьмина Е.О., канд. иск., доцент Давыдова Е.Г., д.п.н., профессор Долженкова М.И., канд. искусствоведения, ст. преп. Москвичёва С.А., канд. искусствоведения, преп. М.В. Друцкая. В его рамках разрабатываются вопросы развития музыкальной культуры и искусства Тамбовщины, определяющие, в свою очередь, следующие приоритетные линии исследования:

музыкальная культура Тамбовского края (Казьмина Е.О.);

Тамбовская духовная певческая культура в конце XIX–начале ХХ в. (Давыдова Е.Г.);

региональное культурное наследие (Долженкова М. И.).

В последние годы в содержании исследовательской работы этого направления особое место заняла проблема теоретического осмысления педагогических и творческих традиций Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова — одного их старейших музыкальных учебных заведений России, который в 2015 г. отметил 135-летие со времени своего основания, а в 2016 — 20-летие ТГМПИ как многоуровневого высшего учебного заведения. Историческое значение существующих в вузе педагогических и творческих школ и их современное положение в системе образования отражено в трудах канд. искусствоведения, проф. Казьминой Е.О., канд. филос. наук, профессора Ежовой Н.А.

По данному направлению в период 2013–2015 гг. было опубликовано около 30 научных работ. В том числе:

3 монографии штатных преподавателей ТГМПИ (одна из них выполнена авторским коллективом в составе 21 преподавателя ТГМПИ):

Самохвалова Е.В. Формирование ценностных ориентаций студенческой молодёжи средствами музыкального краеведения [Текст] / Е.В. Самохвалова // Тамбов: ТГМПИ, 2015. – 117 с.

Давыдова Е.Г. Тамбовская церковно-певческая традиция конца XIX – начала XX в. [Текст] / Е.Г. Давыдова // [Текст] / Е.Г. Давыдова // Тамбов: ТГМПИ, 2015. – 168 с.

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова: от века XIX — к XXI столетию: монография / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова; отв. ред. О. В. Немкова. – Тамбов: ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2016. – 576 с.

1 публикация штатного преподавателя ТГМПИ в ведущих рецензируемых научных журналах ВАК России:

Друцкая М.В. Стилистические особенности Тамбовской народно-певческой традиции (на примере жанра духовного стиха) // Проблемы музыкальной науки. 2013. № 2 (13). С. 105–108.          

Результаты научных исследований данного направления внедряются в учебный процесс. Так, на кафедре общегуманитарных дисциплин в курсе английского, немецкого языков студенты изучают творчество С.В. Рахманинова, историю становления музыкального образования в Тамбове.

Защищены 2 диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения:

Москвичёва С.А. «Тамбовская гармонь как самобытный пласт традиционной музыкальной культуры» (СГК им. Л. В. Собинова, 2013).

Друцкая М.В. «Народно-песенная традиция Тамбовского края. Эволюционные процессы и проблемы актуального состояния» (СГК им. Л.В. Собинова, 2013)

Четвёртое направление научных исследований — «Культурологические, философские и общегуманитарные проблемы музыкального образования» возглавляет д-р филос. наук, профессор Карцева Г.А., представителями направления являются д-р соц. наук, профессор Макарцева Н.Н., канд. физ.-мат. наук, профессор Плужников С.Н. Оно включает в себя культурологические, философские и общегуманитарные проблемы музыкального образования. К этому направлению относятся исследования канд. филос. наук, доцента Долгушиной М.Ю., канд. физ.-мат. наук, профессора Плужникова С.Н., канд. ист. наук, доц. Погорелого Д.Н., канд. пед. наук Мордасовой Н.А., канд. пед. наук, проф. Вязововой Н.В., канд. культурологии, доц. Артемьева А.И. Сформулированная в наименовании четвёртого направления проблематика рассматривается преимущественно на кафедре гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин (ГЕНСЭН). К данному направлению относится исследование естественнонаучных проблем, связанных с вопросами музыкального искусства и музыкальной педагогики, среди которых – музыкальная информатика, основы информатики, акустические основы звукорежиссуры, математика и информатика, основы естественнонаучного познания мира, разрабатываемые канд. физ.-мат. наук, проф. Плужниковым С.Н.

По данному направлению в период 2013–2015 гг. было опубликовано более 30 научных работ. В том числе:

1 монография:

Вязовова Н.В. (в соавторстве) Язык, культура, познание, коммуникация // [Текст] // М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун- т им. Г.Р. Державина»; [отв. ред. О.А. Дронова]. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2015. – 241 с.

3 публикации штатных преподавателей и аспирантов (соискателей) ТГМПИв ведущих рецензируемых научных журналах ВАК России:

Карцева Г.А. Игнатова Е.Ю. «К вопросу об эстетическом воспитании» // Аналитика культурологии: электронное научное издание. Вып. 3 (30), 2014 (ГРНТИ: 13 – культура, культурология) – www.analculturolog.ru

Плужников С.Н. (в соавторстве) Деформация аморфного и нанокристаллического сплавов в условиях электроимпульсного воздействия при низких температурах // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2014. Т. 19. № 2. С. 726–728.

Ларионова М.В. О проблеме профильно-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 9–1 (27). С. 94–96.

Ведущими учеными пятого направления «Традиционная культура и народное художественное творчество» являются канд. пед. наук, профессор Поповичев А.В., канд. пед. наук, доцент Козодаев П.И. Данное направление включает в себя несколько составляющих. Сравнительно новым для ТГМПИ является сектор рассматриваемого направления, разрабатывающий вопросы теории, истории и практики любительского театрального и хореографического искусства. Инициативой членов кафедры хореографии и цикловой комиссии хореографии исследуется ряд актуальных проблем современного хореографического образования:

проблемы и перспективы развития хореографическое образования;

многоуровневость в системе хореографического образования;

организационно-педагогические условия подготовки педагога-хореографа;

хореографический ансамбль как фактор творческого развития студентов;

система непрерывного хореографического образования;

современный мир хореографии: исторический, жанрово-стилевой, художественно-исполнительский аспекты.

В русле данной проблематики находятся труды к.п.н., профессора Поповичева А.В., канд. филос. наук, профессора Клименко Н.А., канд. пед. наук, преп. Радченко И.В., канд. пед. наук, ст. преп. Ю.Ю. Усачёва.  

Ещё одну важную научную составляющую пятого направления образуют исследования специалистов этнокультурной сферы. Преподавателями ТГМПИ, в соответствии с современными тенденциями в сфере художественного образования, предпринимаются усилия по внедрению инновационных подходов к научно-исследовательской и образовательно-просветительской деятельности.Педагогами института инициирована разработка целого спектра практикоориентированных научно-исследовательских проблем, среди которых одно из ведущих мест принадлежит изучению художественной культуры региона.

По данному направлению в период 2013–2015 гг. было опубликовано более 20 научных работ. В том числе:

1 монография штатного преподавателя ТГМПИ:

Новочук П.А. Формирование этнической самоидентичности молодёжи в условиях социально-культурной деятельности [Текст] / П.А. Новочук; науч. ред. М.И. Долженкова. // Тамбов: ТГМПИ, 2013. – 129 с.

2 публикации аспиранта ТГМПИ в ведущих рецензируемых научных журналах ВАК России:

Яблокова Н.В. Педагогические условия эффективного использования музыкального фольклора как средства духовно-нравственного воспитания молодежи [Текст] / Н. В. Яблокова / Альманах современной науки и образования. 2014. № 1 (80). – С. 139–141.

Яблокова Н.В. Экспериментальная апробация модели и программы развития духовно-нравственных качеств подростка в сфере дополнительного музыкального образования [Текст] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 6–2 (56). С. 213–216.

Защищена 1 диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук:

Усачёв Ю.Ю.  «Cоциокультурная регуляция духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью» (канд. пед. наук, 2014).

Стратегия научно-исследовательской деятельности

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

Результаты проводимой ТГМПИ им. С.В. Рахманинова научно-исследовательской работы дают основание для вывода о наличии в вузе двух широкопрофильных, имеющих историю своего формирования и актуальных для современной социокультурной ситуации научных школ.

Первая Музыкальное искусство: история, теория, исполнительство. Разрабатывает научную программу по изучению различных аспектов музыкального искусства и осуществляет подготовку молодых учёных (аспирантов) по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство (направлению 50.06.01 Искусствоведение). В русле проблематики данной школы реализуются магистерские программы «Народная художественная культура», «Музыкально-инструментальное искусство».

ВтораяМузыкальное образование: теория, методика, технологии. Разрабатывает проблематику теоретико-методологических основ предметного образования (обучения, воспитания, развития) в сфере музыкального искусства, выполняя подготовку аспирантов по специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (музыка) (направление 44.06.01 Образование и педагогические науки). В русле проблематики данной школы реализуется магистерская программа  «Педагогическое образование».

Лидером первой из названных научных школ является д-р иск., действ. член (академик) Российской и Европейской академий естествознания, засл. деят. искусств РФ, засл. деят. науки и образования РФ, профессор А. И. Демченко. Среди учёных ТГМПИ, защитивших докторскую и кандидатские диссертации под его руководством и формирующие ядро коллектива научной школы, д-р иск., проф. О. В. Немкова; к. иск., проф. О. В. Генебарт; к. иск., доцент Е. А. Сорокина, к. иск., доцент О. Н. Ромашкова; к. иск., преп. М. В. Друцкая, к. иск., ст. преп. М. А. Гейнц,  и др.

Лидер второй из названных научных школ — д.п.н.., к. иск., засл. раб. высшей школы РФ, профессор Г. М. Цыпин. Под научным руководством Г. М. Цыпина были защищены докторские и кандидатские диссертации такими представителями коллектива школы, как д.п.н., проф. А. С. Базиков (первый ректор ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, в настоящее время проректор по учебной работе РАМ им. Гнесиных); д.п.н.; проф., проф. Л. Г. Сухова; к.п.н., проф. В. Н. Галушка; к.п.н., доц. А. А. Базикова; к.п.н. И.Н. Вановская (в 2010–2012 гг. и. о. ректора ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, в настоящее время старший научный сотрудник ТОГУК «Музей-усадьба С.В. Рахманинова “Ивановка”»).

Инфраструктуру для проведения исследований по научным профилям обеих школ формируют: библиотека ТГМПИ и её фонды (научная, методическая, художественная литература, периодические специализированные издания, неопубликованные и электронные документы локального и удалённого доступа, издания XIX века); ЭБС («Лань», «IPRboocks»); фонды музея истории ТГМПИ; лаборатория звука и её фонды (аудиозаписей, видеозаписей); редакционно-издательское бюро. Возможность практической реализации (апробации и презентации) результатов научных исследований представлена учебными, методическими, концертными площадками всех структурных подразделений института (школа – колледж – вуз).

Для развития связей с ведущими научными организациями и лидерами науки в сферах искусства и художественного образования применяются такие формы деятельности, как проведение ежегодного международного проекта «Дни науки в ТГМПИ им. С. В. Рахманинова» (лекции, мастер-классы, практикумы, научно-практическая конференция), проведение ежегодных конференций — 2-х международных («Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» — проведено 14; Интернет-конференция «Культура и искусство Германии» — проведено 11) и 1-й всероссийской («Народные инструменты в русской и мировой музыкальной культуре» — проведено 2, третья будет проведена на средства полученного гранта), участие членов профессорско-преподавательского состава во всероссийских и международных научных проектах вне ТГМПИ.

Со времени становления (1996) до сегодняшнего дня по профилю научной школы «Музыкальное искусство: история, теория, исполнительство» дня защищены 1 докторская и 23 кандидатских диссертации: по профилю научной школы «Музыкальное образование: теория, методика, технологии» — 2 докторских и 16 кандидатских диссертаций.

Основные результаты деятельности научных школ, кроме защищённых диссертаций, представлены (за 2014–2018 гг.) монографиями (8), учебными пособиями (10), более чем 200 научными статьями (в том числе в рецензируемых изданиях и журналах, индексируемых аналитической базой данных РИНЦ), выступлениями с докладами, участием в «круглых столах», методических семинарах, чтениях и др. На 28.12.18 профиль организации в SCIENCE INDEX насчитывает 92 сотрудника. По текущей статистике список публикаций сотрудников ТГМПИ им. С.В. Рахманинова (с учетом текущего и прошедшего периодов их работы в организации) насчитывает 1628 наименований с общим количеством цитирований  1486.

Функционирующие в ТГМПИ научные школы демонстрируют достаточно высокую стабильность, при этом в последние годы по отдельным позициям (количество защищённых диссертаций, публикационная активность) наблюдается лидерство школы «Музыкальное искусство: история, теория, исполнительство».

Связь с национальным проектом «Наука» реализуется посредством ежегодного увеличения вузом внутренних затрат на научные исследования и разработки, в целенаправленных действиях по усилению кадрового потенциала в сфере исследований и разработок, в создании условий для успешной самореализации молодых учёных в сфере научно-исследовательской деятельности, в предпринимаемых мерах по укреплению материально-технической оснащённости в деятельности научных школ.

Перечень собственных научных изданий

Мероприятия, проводимые в рамках научно-исследовательской деятельности

Перечень изданных и принятых к публикации статей в изданиях, рекомендованных ВАК, по результатам научно-исследовательской деятельности

Перечень изданных и принятых к публикации статей в зарубежных изданиях по результатам научно-исследовательской деятельности

Информация о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности

Сотрудники и студенты имеют:

– доступ к библиотечным ресурсам (книжный фонд библиотеки составляет более 82867 единиц хранения в оперативном управлении);
– доступ к электронным библиотечным системам:

ЭБС «Лань»
ЭБС «Библиокомплектатор» 
Электронная библиотека ООО «Издательский центр «Академия»
Национальная электронная библиотека ФГБУ «РГБ» 
Научная электронная библиотека 
Электронный каталог библиотеки ТГМПИ им. С.В. Рахманинова

– доступ к Интернет-ресурсам;

– доступ к электронному каталогу лаборатории звука в библиотечной системе (ЭБС) на сайте ТГМПИ (каталог отражает всю музыкальную фонотеку лаборатории звука);

– возможность презентации результатов научных исследований на конференциях различного уровня, в том числе, двух международных («Культура и искусство Германии» (Интернет-конференция), «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство»), одной всероссийской (Народные инструменты в русской и мировой музыкальной культуре) и одной межвузовской студенческой («Культурное наследие Тамбовского края: прошлое и настоящее») научно-практических конференциях, проводимых на базе ТГМПИ им. С.В. Рахманинова;

– возможность публикации результатов научных исследований в сборниках научных статей по материалам конференций различного уровня, в том числе, двух международных («Культура и искусство Германии» (Интернет-конференция), «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство»), одной всероссийской (Народные инструменты в русской и мировой музыкальной культуре) и одной межвузовской студенческой («Культурное наследие Тамбовского края: прошлое и настоящее») научно-практических конференций, проводимых на базе ТГМПИ им. С.В. Рахманинова;

– возможность презентации результатов научно-исследовательской работы студентов на заседаниях кафедральной секции НИРС и кафедральных студенческих конференциях;

– возможность издания монографий, учебно-методических пособий; сборников научных статей кафедры в редакционно-издательском бюро ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, оснащённом необходимым полиграфическим оборудованием;

– возможность апробации результатов проводимых исследований в подразделениях различного структурного уровня (школа-колледж-вуз) ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, курируемых кафедрами вуза (специального фортепиано; оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов; народных инструментов; хорового дирижирования; 
истории и теории музыки; народной художественной культуры; хореографии; музыкальной педагогики и художественного образования; камерного ансамбля, концертмейстерской подготовки и общего фортепиано; гуманитарных, естественнонаучных и социально-экономических дисциплин);

– возможность апробации результатов исследований методико-педагогических направлений в специальных классах и творческих коллективах вуза (симфонический оркестр; оркестр русских народных инструментов; концертный духовой оркестр; академический хор; фольклорный ансамбль «Губеренка»; хор кафедры музыкальной педагогики и художественного образования; студенческий театр «Акцент»; студенческий театр «Мы»; ансамбль современного танца «Rhythm of live»; государственный академический ансамбль песни и танца Тамбовской области «Ивушка»; хореографический ансамбль «Гармония»; детский духовой оркестр им. И.А. Шатрова; детский хореографический ансамбль «Улыбка»).

.


 

Проректор по научной работе Немкова Ольга Вячеславовна, доктор искусствоведения, профессор, член Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций (Д 210.032.01) при Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова
тел.: (4752) 75-17-99; e-mail: science@tgmpi.ru

Сведения об образовательной организации Библиотека
Контакты
392000, г. Тамбов, ул. Советская, д. 87
Ректорат
тел.:

+7 (4752) 72 52 20

+7 (4752) 72 33 83 (факс)

e-mail:

tgmpi@tgmpi.ru