Наличие условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Профессиональная ориентация
В ТГМПИ им. С.В. Рахманинова созданы специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями зворовья. Профессиональная ориентация направлена на информирование и консультирование инвалидов с целью выбора профессии, режима труда, определения образовательных возможностей, ориентирование инвалидов в сфере творческих профессий, на диагностику уровня развития способностей с целью последующего выбора вида профессиональной деятельности.
Для детей-инвалидов проводятся выездные профориентационные концерты, в которых принимают участие преподаватели и студенты института. Профессиональная ориентация инвалидов в ТГМПИ им. С.В. Рахманинова предусматривает комплексный подход с учетом медицинского, психологического и социального аспектов.
В информационном листе на сайте ТГМПИ им. С. В. Рахманинова указаны особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В период проведения вступительных испытаний для инвалидов, при необходимости, могут быть созданы специальные условия. В аудитории во время сдачи вступительного испытания допускается присутствие ассистента из числа работников Института или привлеченных лиц, оказывающих поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей.
Продолжительность экзамена может быть увеличена, но не более чем на 1,5 часа.
Работники приёмной комиссии института обладают знаниями о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфики приема и передачи информации для инвалидов.
О движении «Абилимпикс». Основная цель конкурсов «Абилимпикс» в России — обеспечение эффективной профессиональной ориентации и мотивации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе.
Анкета для абитуриентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья:
https://forms.yandex.ru/cloud/63fcaa76068ff0349cfc1001/
Основные профессиональные образовательные программы, адаптированные для инвалидов
Основные профессиональные образовательные программы ТГМПИ им. С. В. Рахманинова адаптированы для обучающихся инвалидов различных нозологических групп.
Образовательный процесс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть реализован в общих учебных группах (совместно с другими обучающимися) без применения специализированных методов обучения, в общих учебных группах (совместно с другими обучающимися) с применением специализированных методов обучения, по индивидуальному плану.
В случае обучения по индивидуальному графику учебный план может быть увеличен по личным заявлениям: для обучающихся по программам бакалавриата, программам специалитета, не более чем на один год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения; для обучающихся по программам магистратуры не более чем на шесть месяцев по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения; для обучающихся по программам среднего профессионального образования не более чем на десять месяцев по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
Виды и формы сопровождения обучения
Сопровождение образовательного процесса и здоровьесохранение лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляются кураторами учебных групп, волонтёрами и медицинским кабинетом ТГМПИ им. С. В. Рахманинова.
Сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями привязано к структуре образовательного процесса и определяется его целями, построением и методами. В составе комплексного сопровождения образовательного процесса обучающихся выделяется организационно-педагогическое, медицинско-оздоровительное и социальное сопровождение. Установлен особый порядок освоения обучающимися инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья дисциплины «Физическая культура». Особенное внимание администрации, преподавателей и кураторов учебных групп направлено на создание в институте толерантной социокультурной среды.
Организационно-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья направлено на контроль освоения образовательной программы в соответствии с графиком учебного процесса и типовым или индивидуальным учебным планом. Также основными задачами организационно-педагогического сопровождения являются: контроль посещаемости занятий, помощь в организации самостоятельной работы, контроль результатов текущей успеваемости и промежуточной аттестации.
В рамках учебного процесса в ТГМПИ им. С. В. Рахманинова был проведен инструктаж кураторов и студентов по темам: «Кoнвенция o пpaвaх инвалидoв», «Этика общения c инвaлидaми», «Организация сопровождения инвалидов». Для комплексного сопровождения образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривается привлечение кураторов, специалистов по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов, обладающих необходимой квалификацией.
Медицинско-оздоровительное сопровождение обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья включает мероприятия, направленные на диагностику их физического состояния, сохранение их здоровья, адаптации к процессу обучения. Данная функция закреплена за сотрудниками медицинского кабинета ТГМПИ им. С. В. Рахманинова
Социальное сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья включает меры комплексного сопровождения образовательного процесса. Организованы мероприятия, направленные на социальную адаптацию, решение бытовых проблем, решение вопросов, связанных с проживанием в общежитии, социальных выплат и т. п.
Установлен особый порядок освоения обучающимися инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья дисциплины «Физическая культура», определенного Положением «Об организации учебных дисциплин по дисциплине «Физическая культура»».
Наличие специальных технических и программных средств обучения
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху предусматривается применение техники для усиления звука, видеотехника, мультимедийная техника и другие средства передачи информации в доступных формах для лиц с нарушениями слуха.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению предусматривается применение средств преобразования визуальной информации в аудио сигналы.
Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательной функции предусматривается применение специальной компьютерной техники с соответствующим программным обеспечением, в том числе, специальные возможности операционных систем, таких как экранная клавиатура.
Наличие безбарьерной среды
В ТГМПИ им. С. В. Рахманинова созданы условия для беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных обучающихся.
Все учебные корпуса института и общежитие расположены в центральной исторической части города с хорошей доступностью (все виды транспорта, асфальтированные подходы, светофоры на пешеходных переходах и т.п.).
Учебный корпус № 4 (ул. Ленинградская, 1Б):
доступный подъезд и подход к зданию;
оборудована стоянка автотранспорта на прилегающей территории для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее — маломобильных групп населения — МГН);
установлена визуальная информация для МГН (таблички);
установлены информационные таблички и наклейки с использованием шрифта Брайля для слепых;
установлен домофон для вызова персонала;
установлены расширенные двери с задержкой закрытия;
установлена система видеонаблюдения;
приспособлен гардероб для МГН;
краевые ступени лестничных маршей выделены цветом;
оборудованы учебные аудитории на первом этаже корпуса;
оборудован санузел.
Учебные корпуса № 1, 2, 3, общежитие (ул. Советская, 59):
оборудована стоянка автотранспорта для инвалидов;
установлена визуальная информация для МГН (таблички);
установлены информационные таблички и наклейки с использованием шрифта Брайля для слепых;
установлены кнопки вызова персонала;
установлена система видеонаблюдения (учебный корпус № 1);
краевые ступени лестничных маршей выделены цветом;
оборудован санузел (учебный корпус № 1);
обеспечена доступность в столовую, расположенную в здании общежития.
В наличии гусеничный лестничный подъёмник для инвалидов, использование которого возможно в любом здании института.
Аудитории, в которых предусматривается реализация образовательных программ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусматривают возможность оборудования 1–2 места по каждому виду нарушения здоровья, что предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота коляски, увеличения ширины прохода между столами.
Мероприятия, направленные на трудоустройство инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Содействие трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья закреплено за проректором по воспитательной работе и профессиональной ориентации, заведующими кафедрами, кураторами учебных групп и волонтерами.
Основными формами содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья являются презентации, концертные выступления, встречи с работодателями, индивидуальные и групповые консультации выпускников по вопросам трудоустройства.
В ТГМПИ им.С. В. Рахманинова сформирована системная работа со студентами, относящимися к категории инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере содействия их трудоустройству. Организовано персональное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья волонтёрами института при поиске работы, сопровождение в период их адаптации на месте трудоустройства.
+7 (4752) 72 52 20
+7 (4752) 72 33 83 (факс)