Тамбовский государственный
музыкально-педагогический
институт
им. С.В. Рахманинова
Об институте
Управление

Управление Институтом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Тамбовской области и Уставом.

К компетенции Учредителя относится:
— создание, реорганизация и ликвидация Института;
— утверждение Устава и изменений, вносимых в Устав.

Управление культуры и архивного дела области:
— в установленном порядке утверждает на должность ректора Института;
— заключает и расторгает с ректором Института трудовой договор, устанавливает ректору Института размеры премий и надбавок к окладу в порядке, определенном законодательством Тамбовской области, применяет к нему меры дисциплинарного взыскания;
— утверждает в установленном порядке смету доходов и расходов Института;
— доводит лимиты бюджетных обязательств, осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств в Институте в пределах своей компетенции;
— проводит в установленном порядке экономический анализ деятельности Института;
— осуществляет контроль за организацией деятельности, поддержанием в Институте условий, необходимых для реализации уставных целей;
— осуществляет иные полномочия, относящиеся к его компетенции.

Органами управления Института являются:

— конференция преподавателей, научных сотрудников, представителей других категорий работников и студентов Института;
— Учѐный совет Института;
— ректор Института.

Конференция: 
— принимает Устав Института, изменения и дополнения в него;
— избирает Учёный совет Института;
— избирает ректора Института;
— принимает коллективный договор.
Конференция собирается по мере необходимости.

К полномочиям Учёного совета Института относятся:
— рассмотрение и принятие актов по различным видам деятельности Института (положения, правила, порядки), не противоречащих законодательству Российской Федерации и Уставу института;
— принятие решения об изменении организационной и управленческой структуры Института, о создании, реорганизации и ликвидации ее структурных подразделений;
— сокращение срока обучения лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных уровней;
— установление срока (даты) и процедуры проведения выборов ректора Института, порядка выдвижения кандидатур на должность ректора;
— определение порядка избрания деканов и заведующих кафедрами, порядка конкурсного отбора претендентов на замещение должностей профессорско-преподавательского состава, осуществление выборов деканов факультетов и заведующих кафедрами;
— утверждение порядка обеспечения стипендиями студентов, обучающихся по очной форме обучения и получающих образование за счет средств регионального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— решение основных вопросов экономического и социального развития Института;
— анализ содержания и организации учебно-воспитательного процесса, совершенствования научно-исследовательской работы, международных связей и хозяйственной деятельности Института, представление к ученым званиям, выдвижение на должности, инициирование открытия новых специальностей, аспирантуры, докторантуры, создания диссертационных советов;
— утверждение тем кандидатских диссертаций;
— рассмотрение вопроса представления работников к почетным званиям, государственным и отраслевым наградам;
— утверждение кандидатур именных стипендиатов;
— обсуждение рабочих учебных планов по всем направлениям подготовки и специальностям, изменений в них, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего и среднего профессионального образования;
— осуществление контроля за выполнением решений Учѐного совета путем заслушивания в установленном им порядке отчетов проректоров, руководителей факультетов, кафедр, научно-исследовательских и других подразделений Института;
— принятие решений по всем вопросам организации и содержания учебной, методической, научной, творческой, воспитательной, кадровой, финансовой, хозяйственной, международной деятельности Института и по другим вопросам, направленным на обеспечение деятельности ТГМПИ.

Непосредственное управление деятельностью Института осуществляет ректор.

Ректор Института избирается на конференции тайным голосованием на срок до 5 лет по результатам обсуждения программ претендентов (претендента) на должность ректора или отчёта действующего ректора.

Сроки и процедура проведения выборов ректора, порядок выдвижения кандидатур на должность ректора и требования к ним определяются Учёным советом Института.

Ректорат:

Ректор
Проректор по учебной работе, в ведении которого находятся деканаты факультетов (музыкального исполнительства и музыковедения, педагогического образования и народной художественной культуры, довузовского образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов) и учебный отдел;
Проректор по научной и методической работе, в ведении которого находятся отдел аспирантуры, библиотека, редакционно-издательское бюро, лаборатория звука и музей истории ТГМПИ;
Проректор по воспитательной работе и профессиональной ориентации, в ведении которого находятся кураторы учебных групп, отряд волонтёров, зав. общежитием, студенческий совет;
Проректор по административно-хозяйственной работе, в ведении которого находится инженерно-техническая служба;
Начальник управления концертно-просветительской и международной деятельности Института, в ведении которого находится концертный отдел.

Работа ректората подчинена контролю за соблюдением и выполнением каждым подразделением своих обязанностей, выполнению решений Учёного совета и приказов по вузу.

Ректорат обсуждает кадровые вопросы, готовит предложения для рассмотрения на Учёном совете, принимает решения, касающиеся образовательного процесса – его организации, качества, организует и направляет работу проректоров и деканата, совместно с кафедрами контролирует вопросы востребованности выпускников.

Институт самостоятельно формирует свою структуру в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В состав Института входят четыре факультета:
факультет музыкального исполнительства и музыковедения, включающий в себя 6 кафедр:
— специального фортепиано;
— оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов;
— народных инструментов;
— хорового дирижирования;
— истории и теории музыки;
— камерного ансамбля, концертмейстерской подготовки и общего фортепиано.
факультет педагогического образования и народной художественной культуры, включающий в себя 3 кафедры:
— народной художественной культуры;
— хореографии;
— музыкальной педагогики и художественного образования;
межфакультетская кафедра:
— гуманитарных, естественнонаучных и социально-экономических дисциплин.
факультет довузовского образования, включающий в себя музыкальную школу им. С. М. Старикова и колледж им. В.К. Мержанова; 

цикловые комиссии:
— специального фортепиано,
— оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов,
— народных инструментов,
— хорового дирижирования,
— сольного и хорового народного пения,
— музыкально-теоретических дисциплин,
— хореографического творчества,
— театрального творчества; 

предметно цикловая комиссия гуманитарных, естественнонаучных и социально-экономических дисциплин, 
предметная комиссия общего фортепиано.

факультет повышения квалификации и переподготовки специалистов, реализующий программы: профессиональной переподготовки руководящих работников и специалистов по профилю вуза (свыше 250 часов); повышения квалификации руководящих работников и специалистов по профилю вуза (от 16 часов); дополнительного образования по профилю вуза (без ограничения уровня образования и сроков подготовки);

Объектами управления являются: вопросы стратегии управления институтом, кадровая политика, научная и учебно-методическая деятельность, редакционно-издательская деятельность, организация учебного процесса, формирование учебной нагрузки, а также структурная и содержательная организация контроля знаний студентов и учебной практики, научная, концертно-исполнительская деятельность, социально-правовая и учебно-воспитательная работа, информационная и материально-техническая база.

Институт располагает необходимой нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность вуза (локальными актами, профессиональными образовательными программами, рабочими учебными планами по реализуемым специальностям, программами учебных дисциплин, программами учебных практик, методической документацией, должностными инструкциями работников, Положениями о структурных подразделениях), в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, государственными образовательными стандартами и федеральными государственными образовательными стандартами высшего и среднего профессионального образования и Уставом института. 

 

В ТГМПИ им. С.В. Рахманинова созданы все условия для обучения и воспитания обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Материально-техническая база института включает учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, лаборатории, концертные залы, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Учебные аудитории и помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

В институте имеется библиотека, читальный зал, лингафонный кабинет, компьютерный класс, помещения для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека), спортивная площадка и фитнесзал, редакционно-издательское бюро, музей истории ТГМПИ им. С.В. Рахманинова.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду института.

Библиотека использует электронные библиотечные системы (ЭБС). ЭБС соответствуют всем требованиям, предъявляемым к информационному обеспечению учебного процесса в вузе. Количество одновременного индивидуального доступа пользователей не ограничено.

Внеучебная (воспитательная) работа в институте является неотъемлемой частью учебного процесса. Целеполагающей основой воспитательной работы является создание благоприятных условий для личностного и профессионального формирования выпускников вуза, сочетающих в себе глубокие профессиональные знания и умения, развитые социальноуправленческие навыки с высокими моральными и патриотическими качествами, духовной зрелостью, наличием гуманистического идеала и ценностными ориентациями, обладающих коммуникативной культурой, способных к самовыражению и активной гражданской позиции.

Воспитание студенческой молодежи в институте осуществляется с опорой на традиционные ценности, такие как духовность, государственность, патриотизм, коллективизм, милосердие, взаимопомощь, благотворительность, а также ценности нового времени — инициативность, креативность, толерантность, предприимчивость и другие.

Основными направлениями воспитательной работы в институте являются: художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное, профессионально-трудовое, нравственно-эстетическое воспитание.

В институте функционируют  органы студенческого самоуправления: студенческий совет, волонтёрский отряд, совет студенческого общежития.

Функционируют предметные кружки (Хоровой кружок, Теоретический кружок, Театральная гостиная, Клуб пианистов, Школа молодого педагога, Школа молодого концертмейстера.

В институте организован спортивный клуб «Энергия». Для обучающихся, а также преподавателей и сотрудников  организованы спортивные секции по мини-футболу, дартсу, легкой атлетике, лыжному спорту, бадминтону, йоге, танцевальной аэробике, а также ведётся подготовка команд к различным массовым соревнованиям города и области.

В институте обеспечены специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: все учебные корпуса института и общежитие расположены в центральной исторической части города с хорошей доступностью (все виды транспорта, асфальтированные подходы, светофоры на пешеходных переходах и т.п.);  обеспечен доступный подъезд и подход к зданию; оборудованы стоянки автотранспорта на прилегающей территории для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; в наличии гусеничный мобильный подъёмник Liftkar RTR-160, использование которого возможно в любом здании института; для организации образовательного процесса подготовлены аудитории на первом этаже, адаптированные для лиц с ОВЗ (ширина дверных проемов, высота порога, ширина прохода/проезда между столами, расстояние между столами соответствует нормативам); установлено ПО (Nvda) для незрячих и слабовидящих.

Сектор по социально-воспитательной работе

Постоянно действующие международные проекты (Дни Германии в Тамбове, Дни науки в ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, научно-практический форум «Народные инструменты в русской и мировой музыкальной культуре») 

Постоянно действующие творческие конкурсы и фестивали 

Музей истории ТГМПИ им. С.В. Рахманинова

Студенческая газета  «GRADUS ad PARNASSUM»