Тамбовский государственный
музыкально-педагогический
институт
им. С.В. Рахманинова
Новости
02 марта 2021
«Gradus ad Parnassum» № 1, февраль 2021
Новый номер студенческой газеты «Gradus ad Parnassum»

Читайте в февральском номере студенческой газеты «Gradus ad Parnassum»

Наступивший 2021  | Юлия Стреж

XXI век — пора неугасающего стремления к развитию, время технологического прогресса, который расширяет и нередко даже переворачивает наши представления о мире, о нас самих. В России наступивший 2021 указом президента был объявлен Годом науки и технологий. Официально он стартовал 8 февраля, в День российской науки. В ТГМПИ им. С.В. Рахманинова февраль всегда ассоциируется с событием, напрямую связанным с наукой — Международной научно-практической конференцией «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство», проходящей вот уже в семнадцатый раз. В связи с этим вспомним, какие же знаменательные даты ожидают нас в этом году.

От мандолины к домре | Интервью с композитором Ефремом Иосифовичем Подгайцем | Беседовала Любовь Низамутинова

Ефрем Иосифович Подгайц — московский композитор, автор таких крупных сочинений, как «Липс-концерт» для баяна, музыкальной сказки для симфонического оркестра и чтеца «Маленький принц», кантаты на стихи Ж. Превера для сопрано, хора и симфонического оркестра «Как нарисовать птицу», «Странная струнная сказка» для камерного оркестра, солистов и чтеца «Времена года в Москве», концерт для домры (скрипки, балалайки) и камерного оркестра.

Концерт, которого не было... Марина Теплякова, исполнитель, слушатель и рецензент

Можете ли вы представить себе концерт без зрителей? Сам по себе этот вопрос звучит очень странно. Для кого же тогда выступают музыканты? Для кого звучит музыка? Концерт без слушателей — это вовсе не концерт! И многие раньше согласились бы с этой точкой зрения, но теперь... Изменились условия внешнего мира, появились новые требования к проведению массовых мероприятий. Не редкостью стали видео-концерты и даже видео-конкурсы. Музыканты пробуют себя в новых специальностях: оператора, режиссёра, мастера по свету, специалиста по монтажу... Но такая форма выступления не должна становиться постоянной, и мы надеемся на скорое возвращение «живых» концертов. А пока призываем вас зайти на канал нашего института на YouTube и стать слушателями концерта класса камерного ансамбля старшего преподавателя Ирины Владимировны Юрашевич.

Мир глазами играющего Алевтина Мордасова

Музыкальный педагог Карл Орф был убеждён, что детям нужна своя собственная особая музыка, доступная их восприятию, их переживанию, и музыка такая должна быть неразрывно связана с речью и движением. И в первую очередь, это музыка, созданная ими самими. Воспитание ребёнка — это всегда выстраивание каких-либо моделей — социальных, природных, физиологических. А что, если ребёнок на самом деле останется в нас по мере взросления? Идя по пути природной мудрости, мы говорим с ребёнком внутри ребёнка, но ведь мы можем там найти и взрослого. Так давайте, говоря со взрослым, не забывать и дитя внутри нас. Давайте вместе дадим шанс нашим внутренним детям остаться, используем возможность снять ботинки, взяться за руки, встать в круг, играть и петь, вместе двигаясь к более глубокому пониманию музыки!

В наше время, принципы Карла Орфа всё сильнее захватывают не только молодое поколение музыкальных педагогов, но и заставляют обратить на себя внимание и мэтров музыкальной педагогики во всём мире. Педагоги ТГМПИ им. С.В. Рахманинова не стали исключением. Чтобы подробнее погрузиться в мир орфовских идей, мы взяли интервью у бывшей студентки, ныне преподавателя ДМШ им. С.М. Старикова — Татьяны Ивановны Лонькиной. Она с интересом занимается орф-педагогикой с самыми маленькими музыкантами. Её деятельность (на базе студии «Солнечный ветер») развернулась с малышами от одного года.

Старые знакомые в новом облике | Аннотация на курс лекций Л. Кириллиной «Бетховен: похищение божественного огня» | Алёна Кутилина

Всё чаще на стриминговых (потоковых) сервисах выкладываются подкасты, в популярной форме знакомящие широкую публику с секретами музыкального искусства, а различные образовательные платформы в интернете предлагают множество серьёзных, углубленных курсов по истории музыки. Так, недавно на портале «Magisteria» был размещён курс лекций профессора Московской консерватории, доктора искусствоведения, музыковеда Ларисы Кириллиной «Бетховен: похищение божественного огня». Курс состоит из 12-ти лекций. Лекции записаны в аудиоформате, а в качестве визуального ряда представлены дополняющие контекст иллюстрации с подробными пояснениями. Музыкальные фрагменты, часто встречающиеся в каждой лекции, сопровождаются нотными примерами и, таким образом, в рамках подкаста находятся несколько небольших аудиовизуальных клавиров. Каждая лекция дополнена списком литературы, к которой можно обратиться для более углублённого изучения той или иной темы. Подобный относительно новый формат подкастов привлекателен для широкой аудитории благодаря его максимальной доступности и простоте использования.

«Вслушайтесь в музыку Калинникова…» | Памятным датам жизни композитора посвящается | Ксения Олейник

XIX век является временем высочайшего подъёма русской культуры. Среди выдающихся русских музыкантов имя Василия Сергеевича Калинникова — композитора, чьё творчество, возможно, в некоторой степени недооценено. В 2021 году отмечаются сразу две памятные даты — исполняется 155 лет со дня рождения и 120 лет со дня смерти композитора.

Сердце консерватории | К 120-летию Большого зала консерватории имени П.И. Чайковского | Елена Ермилова, Марина Теплякова

«Самый любимый зал столицы», как называл его Генрих Нейгауз, в этом году отмечает своё 120-летие. Речь идёт об известном во всём мире Большом зале Московской консерватории. Уникальная история, непревзойдённая акустика и великолепное оформление обеспечили ему славу лучшего зала Москвы и России. Торжество в честь его открытия состоялось 7 апреля 1901 года в здании, построенном под руководством архитектора В. Загорского. В том же году в зале был установлен орган работы лучшего парижского мастера А. Кавайе-Колля. Этот инструмент был признан одним из лучших органов мира на Парижской всемирной выставке 1900 года. В 1988 году ему был присвоен статус художественно-исторического памятника.

Архив газеты

 
Сведения об образовательной организации Библиотека
Контакты
392000, г. Тамбов, ул. Советская, д. 87
Ректорат
тел.:

+7 (4752) 72 52 20

+7 (4752) 72 33 83 (факс)

e-mail:

tgmpi@cult.tambov.gov.ru