Читайте в февральском номере студенческой газеты «Gradus ad Parnassum»
Наступивший 2021 | Юлия Стреж
XXI век — пора неугасающего стремления к развитию, время технологического прогресса, который расширяет и нередко даже переворачивает наши представления о мире, о нас самих. В России наступивший 2021 указом президента был объявлен Годом науки и технологий. Официально он стартовал 8 февраля, в День российской науки. В ТГМПИ им. С.В. Рахманинова февраль всегда ассоциируется с событием, напрямую связанным с наукой — Международной научно-практической конференцией «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство», проходящей вот уже в семнадцатый раз. В связи с этим вспомним, какие же знаменательные даты ожидают нас в этом году.
От мандолины к домре | Интервью с композитором Ефремом Иосифовичем Подгайцем | Беседовала Любовь Низамутинова
Ефрем Иосифович Подгайц — московский композитор, автор таких крупных сочинений, как «Липс-концерт» для баяна, музыкальной сказки для симфонического оркестра и чтеца «Маленький принц», кантаты на стихи Ж. Превера для сопрано, хора и симфонического оркестра «Как нарисовать птицу», «Странная струнная сказка» для камерного оркестра, солистов и чтеца «Времена года в Москве», концерт для домры (скрипки, балалайки) и камерного оркестра.
Концерт, которого не было... | Марина Теплякова, исполнитель, слушатель и рецензент
Можете ли вы представить себе концерт без зрителей? Сам по себе этот вопрос звучит очень странно. Для кого же тогда выступают музыканты? Для кого звучит музыка? Концерт без слушателей — это вовсе не концерт! И многие раньше согласились бы с этой точкой зрения, но теперь... Изменились условия внешнего мира, появились новые требования к проведению массовых мероприятий. Не редкостью стали видео-концерты и даже видео-конкурсы. Музыканты пробуют себя в новых специальностях: оператора, режиссёра, мастера по свету, специалиста по монтажу... Но такая форма выступления не должна становиться постоянной, и мы надеемся на скорое возвращение «живых» концертов. А пока призываем вас зайти на канал нашего института на YouTube и стать слушателями концерта класса камерного ансамбля старшего преподавателя Ирины Владимировны Юрашевич.
Мир глазами играющего | Алевтина Мордасова
Музыкальный педагог Карл Орф был убеждён, что детям нужна своя собственная особая музыка, доступная их восприятию, их переживанию, и музыка такая должна быть неразрывно связана с речью и движением. И в первую очередь, это музыка, созданная ими самими. Воспитание ребёнка — это всегда выстраивание каких-либо моделей — социальных, природных, физиологических. А что, если ребёнок на самом деле останется в нас по мере взросления? Идя по пути природной мудрости, мы говорим с ребёнком внутри ребёнка, но ведь мы можем там найти и взрослого. Так давайте, говоря со взрослым, не забывать и дитя внутри нас. Давайте вместе дадим шанс нашим внутренним детям остаться, используем возможность снять ботинки, взяться за руки, встать в круг, играть и петь, вместе двигаясь к более глубокому пониманию музыки!
В наше время, принципы Карла Орфа всё сильнее захватывают не только молодое поколение музыкальных педагогов, но и заставляют обратить на себя внимание и мэтров музыкальной педагогики во всём мире. Педагоги ТГМПИ им. С.В. Рахманинова не стали исключением. Чтобы подробнее погрузиться в мир орфовских идей, мы взяли интервью у бывшей студентки, ныне преподавателя ДМШ им. С.М. Старикова — Татьяны Ивановны Лонькиной. Она с интересом занимается орф-педагогикой с самыми маленькими музыкантами. Её деятельность (на базе студии «Солнечный ветер») развернулась с малышами от одного года.
Старые знакомые в новом облике | Аннотация на курс лекций Л. Кириллиной «Бетховен: похищение божественного огня» | Алёна Кутилина
Всё чаще на стриминговых (потоковых) сервисах выкладываются подкасты, в популярной форме знакомящие широкую публику с секретами музыкального искусства, а различные образовательные платформы в интернете предлагают множество серьёзных, углубленных курсов по истории музыки. Так, недавно на портале «Magisteria» был размещён курс лекций профессора Московской консерватории, доктора искусствоведения, музыковеда Ларисы Кириллиной «Бетховен: похищение божественного огня». Курс состоит из 12-ти лекций. Лекции записаны в аудиоформате, а в качестве визуального ряда представлены дополняющие контекст иллюстрации с подробными пояснениями. Музыкальные фрагменты, часто встречающиеся в каждой лекции, сопровождаются нотными примерами и, таким образом, в рамках подкаста находятся несколько небольших аудиовизуальных клавиров. Каждая лекция дополнена списком литературы, к которой можно обратиться для более углублённого изучения той или иной темы. Подобный относительно новый формат подкастов привлекателен для широкой аудитории благодаря его максимальной доступности и простоте использования.
«Вслушайтесь в музыку Калинникова…» | Памятным датам жизни композитора посвящается | Ксения Олейник
XIX век является временем высочайшего подъёма русской культуры. Среди выдающихся русских музыкантов имя Василия Сергеевича Калинникова — композитора, чьё творчество, возможно, в некоторой степени недооценено. В 2021 году отмечаются сразу две памятные даты — исполняется 155 лет со дня рождения и 120 лет со дня смерти композитора.
Сердце консерватории | К 120-летию Большого зала консерватории имени П.И. Чайковского | Елена Ермилова, Марина Теплякова
«Самый любимый зал столицы», как называл его Генрих Нейгауз, в этом году отмечает своё 120-летие. Речь идёт об известном во всём мире Большом зале Московской консерватории. Уникальная история, непревзойдённая акустика и великолепное оформление обеспечили ему славу лучшего зала Москвы и России. Торжество в честь его открытия состоялось 7 апреля 1901 года в здании, построенном под руководством архитектора В. Загорского. В том же году в зале был установлен орган работы лучшего парижского мастера А. Кавайе-Колля. Этот инструмент был признан одним из лучших органов мира на Парижской всемирной выставке 1900 года. В 1988 году ему был присвоен статус художественно-исторического памятника.
+7 (4752) 72 52 20
+7 (4752) 72 33 83 (факс)