Читайте в мартовском номере студенческой газеты «Gradus ad Parnassum»
ДНИ НАУКИ В ТГМПИ
Обращение к массовой аудитории | Алёна Кутилина
По традиции, зимой (в этот раз с 12 по 19 февраля) в нашем учебном заведении проходит одно из самых долгожданных мероприятий года — Международный научно-практический проект «Дни науки в ТГМПИ им. С.В. Рахманинова». Этот научный форум ежегодно привлекает внимание ведущих исследователей в сфере музыковедения, исполнительства и музыкальной педагогики. На протяжении многих лет организаторы «Дней науки» не перестают удивлять разнообразием и насыщенностью программы мероприятий. Каждый день проекта предлагает аудитории многообразие форм выступлений: семинары, видео-лекции, лекции-практикумы, мастер-классы, затрагивающие обширный круг информации, связанной с различными аспектами музыкознания.
«Мысль в голове, фраза на бумаге» | Юлия Стреж
На пути своего профессионального становления музыканты обращаются к созданию различных продуктов научной деятельности –– от написания статей для конференций до более глубоких исследований в виде диссертаций. Зачастую перед исследователями, особенно перед теми, кто находится на самом старте, встаёт множество вопросов –– как приступить к процессу написания, с чего начать, как выстроить свою работу. Ответы на эти и многие другие вопросы были озвучены заслуженным деятелем высшей школы РФ, доктором педагогических наук, профессором Геннадием Моисеевичем Цыпиным в видео-лекции «Начальный этап работы над диссертационным исследованием», проведённой 12 февраля.
Раскрываем тайны создания научного исследования с А.И. Демченко | Надежда Калашникова
Плох студент, не стремящийся внести свой вклад в развитие музыкальной науки и искусства. Так ли просто это сделать? Одним из основных требований на пути к выполнению данной задачи является создание научного исследования, именуемого замысловатым термином — диссертация. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, это: «научная работа, защищаемая автором в учёном совете для получения учёной степени». Диссертация может быть кандидатской и докторской (впрочем, и магистерской). Звучит устрашающе, не правда ли? Правда, но если задаться целью, то нет ничего невозможного. Однако было бы нелишним посоветоваться по данному вопросу с тем, кто уже преуспел в этом деле. Таким человеком, безусловно, является научный руководитель. Студентам и аспирантам ТГМПИ им. С.В. Рахманинова повезло вдвойне. В рамках проекта «Дни науки» состоялась встреча с Александром Ивановичем Демченко –– доктором искусствоведения, профессором кафедры истории и теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова.
Во дворцах на них играли... | Любовь Низамутинова
12 февраля Александр Павлович Баюнов (кандидат химических наук (МГУ, 2009), мастер старинных щипковых инструментов, инженер-акустик, музыкальный историк, г. Москва) провёл лекцию-практикум «Конструктивные особенности клавесина и старинной гитары в контексте исполнительского искусства контексте исполнительского искусства XVI–XVIII веков». Наверное, впервые за всю историю ТГМПИ им. С.В. Рахманинова на сцену зала с лекцией на музыкальную тему вышел кандидат химических наук.
Барочные мотивы | Ксения Олейник
12 февраля Рахманиновский зал погрузился в искусство эпохи Барокко. Сначала А.П. Баюнов (Москва) представил увлекательную лекцию «Конструктивные особенности клавесина и старинной гитары в контексте исполнительского искусства XVI–XVIII веков», а после этого выступила О.А. Белецкая (Москва), музыковед и исполнитель на клавесине, чья сфера деятельности сосредоточена на эпохе Барокко. Ольга Александровна наглядно продемонстрировала, как нужно работать с этим инструментом для достижения наивысшего результата — исполнения произведения в духе того далёкого времени.
Пленарное заседание | Марина Теплякова
По традиции, кульминацией «Дней науки» становится проведение Международной научно-практической конференции «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство», которая проходит уже в шестнадцатый раз (состоялась 14 февраля).
Пленарное заседание стало интересным и познавательным событием для всех присутствующих в Рахманиновском зале.
Согревающие звуки гитары | Алёна Кутилина
С 17 по 19 февраля проходила Вторая зимняя гитарная школа в рамках ежегодного международного научно-практического проекта «Дни науки в ТГМПИ им. С.В. Рахманинова».
Разнообразная и насыщенная программа мероприятий школы — лекции, мастер-классы, семинары — занимала практически всё дневное время участников проекта, а уютная атмосфера Рахманиновского зала, виртуозное исполнение музыкантов-профессионалов, мягкий и тёплый тембры гитары и лютни на вечерних концертах растопили сердца даже самой взыскательной публики.
«Музицирование для всех» | Юлия Стреж
За последние несколько лет рост технического прогресса сказался на многих сферах человеческой жизни. Искусство также не осталось в стороне. В музыке одним из ярких проявлений этого процесса стало обращение к использованию электронных инструментов и, нередко, замещение ими акустических.
О месте и применении синтезатора в современном исполнительстве и педагогике, своими разработками и идеями работы поделился доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник института художественного образования и культурологии Российской академии образования, композитор Игорь Михайлович Красильников, являющийся автором проекта «Музицирование для всех» на одноимённой лекции, состоявшейся 11 февраля в Рахманиновском зале.
Есть контакт! | Любовь Низамутинова
Обзор интерактивного концерта ансамбля преподавателей ДШИ №3 «Серпантин»
В последние несколько лет стала распространена форма интерактивного концерта. Просматривая афиши, можно выделить три вида таких мероприятий: в первом на концерте помимо музыки зрители узнают информацию из лекции и могут задавать вопросы музыкантам; во втором — этот вариант чаще применяется для самой младшей детской аудитории — можно свободно передвигаться по залу, смотреть и трогать инструменты. Третий, самый новый — концерт-игра, во время такого мероприятия музыканты устраивают для зрителей целое представление с играми, загадками и даже танцами. К слову сказать, в нашем институте форма лекции-концерта существует уже довольно давно и имеет свои устойчивые традиции.
11 февраля на сцене Рахманиновского зала интерактивная форма концерта была представлена ансамблем преподавателей ДШИ№3 «Серпантин» под руководством Р.Н. Бажилина (ректор ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, заслуженный артист РФ, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой народных инструментов, лауреат международных конкурсов, лауреат премии Центрального федерального округа в номинации «За достижения в области музыкального искусства»).
Зимний вечер с аккордеоном | Дарья Елисеева
Концерт четвёртого февраля «Зимний вечер с аккордеоном» собрал вместе давних друзей. В этом году он прошёл в 23-й раз и, традиционно, посвящён выдающемуся аккордеонисту, педагогу — Льву Колчеву.
С первых минут в зале воцарилась тёплая, «семейная» обстановка. Роман Николаевич Бажилин приветствовал гостей, и вот на сцене уже появились первые участники праздника. Открыли концертную программу самые юные музыканты –– учащиеся детских музыкальных школ Тамбова и области.
Концерт двух романтиков | Марина Теплякова
Творческий проект Н.В. Дунаевой «Учитель и ученики» вновь объединил людей разных поколений в стенах Рахманиновского зала.
На этот раз программа концерта была посвящена 210-летию со дня рождения двух великих композиторов — Фридерика Шопена и Роберта Шумана. В концерте принимали участие как уже состоявшиеся в профессии ученики Н.В. Дунаевой, так и ещё начинающие свой путь молодые исполнители.
Её величество — соната | Надежда Калашникова
В справочных изданиях традиционно указывается, что слово сона́та произошло от итальянского sonare — звучать. Этот термин появился в XVI веке и сначала обозначал любую инструментальную музыку. Перелистаем страницы истории возникновения этого жанра, а поможет нам в этом концерт камерной музыки студентов класса старшего преподавателя И.В. Юрашевич, состоявшийся 10 февраля 2020 года в зале ДМШ им. С.М. Старикова при ТГМПИ им. С.В. Рахманинова.В рамках концертной программы прозвучали разновидности жанра камерной сонаты зарубежных и отечественных авторов, начиная со второй половины XVIII века и завершая XX столетием.
«Отчизне были до конца верны...» Презентация книги | Ксения Олейник
75-летняя годовщина Великой Победы советского народа над фашизмом — одна из главных тем ряда культурных событий 2020 года. В их чреде –– издание сборника «Отчизне были до конца верны...», руководителем проекта стал директор областного краеведческого музея Андрей Игоревич Чиликин.
Книга освещает события Тамбовской области во время Великой Отечественной войны, в частности, её тыловую жизнь. Это книга о тех, кто, несмотря на фронтовые тягости, помогал Отечеству уничтожать врагов, поднимая боевой дух солдат своим творчеством, — журналистах, фотографах, поэтах, писателях, музыкантах, актёрах, художниках и многих других работниках культуры. Творческим работам того времени присуща особая правдивость, ведь многие из авторов бы-ли непосредственными участниками боевых действий.
Вечная память! | Дарья Елисеева
9-го февраля на 88-м году жизни скончался Сергей Михайлович Слонимский. Начав писать музыку ещё в семилетнем возрасте, он и представить не мог, что посвятит ей всю свою жизнь. Сергей Михайлович стал классиком ещё при жизни, им написано более сотни произведений, среди которых 34 симфонии, 8 опер, 3 балета, композиции к фильмам и театральным постановкам.
Сколько ещё он мог дать миру? Сложно представить. Нам остаётся лишь беречь его наследие, сохраняя в памяти образ великого классика XX–XXI веков. Вечная память!
«Биение» музыки | Мария Кольцова
Известно, что для гармоничного музыкального звучания требуются две основные составляющие: звук и ритм. Без этого любые издаваемые звуки на всех инструментах будут совершенно неприемлемыми для слуха: приблизительно так звучит оркестр, когда перед началом исполнения музыканты настраивают свои инструменты.
+7 (4752) 72 52 20
+7 (4752) 72 33 83 (факс)